исследовательская лаборатория

ДНК «Биознайка» ДНК «Биознайка»

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • медицинские науки
  • Класс

  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская лаборатория
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    4 часа

    Краткая аннотация

  • В настоящее время практические занятия по биологии в старших классах программой не предусмотрены, хотя являются основой глубоких знаний и профориентации школьников. Программа предусматривает использование оборудования и реагентов, позволяющих школьникам выполнять лабораторные работы методами молекулярной биологии и генной инженерии, согласующиеся со стандартной программой обучения. Детский Научный Комплекс «Биознайка» воспроизводит работу в научно-исследовательской лаборатории, а не имитируют ее.

  • Космическое Радио Космическое Радио

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • исследовательская лаборатория
    • семинар

    Продолжительность

    до 20 часов

    Краткая аннотация

  • Образовательная программа «Космическое Радио» основана на предыдущим опыте занятий со школьниками по направлению космическая физика, космическая связь и информатика в части явлений радиоволн в космосе естественного и искусственного происхождения.

    После вводной лекции школьники анализируют имеющиеся сведения в сети Интернет по космической связи, по наблюдениям электромагнитных волн, возникающих в верхней атмосфере, в том числе во время грозовой активности, магнитных бурь и полярных сияний.

    Учащиеся знакомятся с инструментами для наблюдений электромагнитного поля Земли по приборам на земле (магнитометры, ОНЧ-приемники, радиотелескопы) и по приборам на спутниках в магнитосфере Земли и за ее пределами.

    В рамках программы будут рассмотрены данные по учебным проектам по космическому радио у нас в стране и за рубежом, обсуждены сведения по образовательным проектам с использованием радиолюбительских спутников типа КубСат и радиолюбительской связи через Луну.

     

  • Учимся определять качество воды по физиологическим ритмам моллюсков Учимся определять  качество воды по  физиологическим ритмам моллюсков

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • мастер-класс
    • исследовательская лаборатория

    Продолжительность

    2 - 10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа направлена на популяризацию биологических методов  контроля качества воды рек и озер.

    Использование биосенсоров для контроля качества среды обитания является новым, быстро развивающимся направлением, имеющим широкое  практическое применение.

    В качестве биосенсоров могут используются  раки, различные виды рыб, но для лабораторных работ со школьниками удобнее всего двустворчатые моллюски. В основном сейчас для контроля пресноводных экосистем используются перловицы и беззубки, а для морских - мидии и устрицы. Но кроме этих видов существуют еще тысячи других видов, чувствительность которых еще не изучалась. Это широкое поле для проведения научных исследований, поиска  наиболее чувствительных биосенсоров,  в которых могут и должны принять участие школьники. 

    Основными  направлениями  исследований школьников могут быть  изучение динамики сердечной деятельности,  ритма открытия-закрытия раковины различных видов моллюсков в норме, при обитании в чистой среде в течение длительного времени. В результате таких исследований для каждого  моллюска можно составить "поведенческий паспорт" для передачи  моллюсков для работы в промышленных установках.

    В качестве "тестового"  вещества, на котором можно продемонстрировать реакцию моллюска на изменение химического состава воды,  можно использовать слабый раствор поваренной соли, который не принесет вреда ни животным, ни ученикам.

  • Люминофоры на основе борной кислоты Люминофоры на основе борной кислоты

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • химия и науки о материалах
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская лаборатория

    Продолжительность

    8 часов

    Краткая аннотация

  • Программа представляет исследовательскую лабораторию по исследованию люминофоров на основе борной кислоты, синтезированных для этих целей самостоятельно. В качестве активатора применяются лимонная и салициловая кислоты, гидрохинон, а также синтезированные самостоятельно ацетаты кобальта, никеля и органический краситель флюоресцеин. Для изучения оптических свойств люминофоров изготавливается люксметр. На основе кривых затухания в процессе проведения эксперимента будут получены некоторые световые характеристики люминофоров, такие как период полузатухания T1/2,  постоянная свечения λ. Кроме того, будет обнаружен факт снижения энергии излучаемых фотонов и увеличения длительности свечения при охлаждении образца борно-флюоресцеинового люминофора до температуры жидкого азота. Результаты и причина этого явления будет обсуждаться со школьниками в заключительной части занятий.

  • Международный чемпионат «Сферы» по программированию роботизированных устройств

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • нанотехнологии и информационные технологии
  • энергетика, машиностроение, механика и процессы управления
  • Класс

  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • мастер-класс
    • исследовательская лаборатория
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    до 20 часов

    Краткая аннотация

  • Zero Robotics (Сферы) — это соревнование по программированию роботов, где роботы представляют собой сферы (SPHERES — Synchronized Position Hold Engage and Reorient Experimental Satellites — экспериментальные роботизированные устройства, способные к ориентации и занятию ранее определенных синхронизованных координатных позиций, работающие внутри Международной космической станции (МКС). Соревнования проходят онлайн. Задача команд — создать программу для Сфер в рамках ежегодного задания (каждый год создается новое задание). После нескольких фаз виртуальных туров в специальной среде, созданной специально для Сфер (следует отметить, что среда полностью воспроизводит реальную среду для Сфер), финалисты заканчивают соревнования реальными состязаниями, которые проводятся на борту МКС. Космонавты и астронавты проводят соревнования в условиях микрогравитации. Состязания сопровождаются видеотрансляцией.

  • Что вы знаете о рыбах?

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • исследовательская лаборатория
    • квест-марафон
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    7 - 14 часов

    Краткая аннотация

  • Структура программы (лекции, исследовательской лаборатории, реального хозяйства) охватывает всю цепь научно-практической деятельности – от постановки фундаментальных задач до практического применения результатов научной работы. Предполагается проведение лекций по ихтиологии, рыбным биологическим моделям, знакомство с работой на хозяйстве по разведению рыбы и научным оборудованием последних поколений в области химического анализа и биотестирования.

  • Медико-биологическая конференция лицейских классов

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • медицинские науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская лаборатория
    • дискуссионный клуб

    Продолжительность

    2-20 часов

    Краткая аннотация

  • Конференция медико-биологических кассов направлена на развитие творческих способностей школьников путем стимуляции их к занятиям научной деятельностью. Формируется преемственность между средним общим и высшим профессиональным образованием, что способствует успешной социальной адаптации выпускников школы.

  • Поверхности скоростей зародышеобразования и перспективы их использования

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • химия и науки о материалах
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • исследовательская лаборатория
    • семинар
    • дискуссионный клуб
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    до 20 часов

    Краткая аннотация

  • В рамках серии обучающих мероприятий предполагается знакомство с авторской идеей полуэмпирических построений поверхностей скорости зародышеобразования над диаграммами равновесия фаз. Эта идея будет базовой для создания в недалеком будущем специализированной базы данных. Использование этой базы данных позволит получать широкий спектр новых материалов (включая наноразмерные) с уникальными характеристиками по фазовому составу, диапазону характерных размеров и даст (уже дает) новые идеи для развития теории зародышеобразования.

  • Я хочу стать геофизиком

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • науки о Земле
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • исследовательская лаборатория
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    От 5 до 10 академических часов

    Краткая аннотация

  • Ключевая идея проекта:

    привлечение учащихся школ к исследованию текущих проблем в области наук о Земле. Планируется освещение современных разработок и технологии в направлении геологии и геофизики. 

    Формат проекта предполагает создание выездной мобильной геолого-геофизической лаборатории, в рамках которой будет проводиться серия обучающих мероприятий с демонстрацией научно-оригинальных экспериментов

    Мероприятия подобного рода не носят массового характера среди школ, а проводятся в университетах в рамках дней открытых дверей.

  • Изготовление ДНК-чипа и проведение анализа по генотипированию вируса гепатита С

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • химия и науки о материалах
  • биологические науки
  • медицинские науки
  • Класс

  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская лаборатория

    Продолжительность

    4 академических часа

    Краткая аннотация

  • В настоящее время системы параллельного анализа нуклеиновых кислот, позволяющие одновременно выявлять различные ДНК-маркеры, являются наиболее перспективными инструментами ДНК диагностики. В данном проекте учащимся предложен к освоению в виде практической исследовательской работы современный способ выявления маркерных последовательностей нуклеиновых кислот, ассоциированных с социально-значимыми заболеваниями, с помощью ДНК-чипов. Кроме того будет проведен мастер-класс по изготовлению биочипа, основанного на УФ-иммобилизации олигонуклеотидных зондов на поверхность плоских капроновых мембран.  На основе подобных биочипов могут быть разработаны тест-системы для диагностики социально-значимых заболеваний в медицинских учреждениях, станциях переливания крови и для научных исследований. В результате проделанной экспериментальной работы учащиеся смогут освоить научный материал в наглядной форме и сами поучаствовать в проведении параллельного анализа ДНК. Представленный вариант выявления нуклеиновых кислот является одним из методов создания экономичных и надежных тест-систем для параллельного анализа ДНК, используемых в ДНК-диагностике по всему миру.

  • Химия в современном мире

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская лаборатория
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    10 академических часов

    Краткая аннотация

  • В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности Президентом РФ 5.01.2017 был подписан указ о проведении Года экологии. Привлечение к вопросам экологии и развитие экологического мышления у населения невозможно без проведения научно-практических мероприятий.

    Проект «Химия в современном мире» включает лекционные (3) и лабораторные (2) занятия, направленные на популяризацию научных знаний, формирование навыков работы с химическими реактивами и оборудованием, бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов. Рассматриваются вопросы обращения с ртутьсодержащими бытовыми приборами, обращение с отработанными источниками энергии, вреде и пользе бытовой химии, средств гигиены и косметики.

  • Школа по диагностике болезней семян сельскохозяйственных культур

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • сельскохозяйственные науки
  • Класс

  • 8 класс
  • 9 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская лаборатория

    Продолжительность

    8 академических часов

    Краткая аннотация

  • Ребятам будет предоставлена возможность провести анализ семян сельскохозяйственных культур по методике ГОСТ (метод «влажной камеры», метод «влажных рулонов») и самостоятельно оценить их качество. Итогом работы станет мини-исследовательская работа каждого из школьников и дискуссия о проблемах качества семян и их решениях.