лекция

Основы пространственной симметрии и кристаллографии Основы пространственной симметрии и кристаллографии

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • математические науки
  • физические науки
  • химия и науки о материалах
  • Класс

  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Одной из бурно развивающихся областей современных науки и технологии является моделирование и создание новых функциональных материалов с широким набором заданных свойств. Для этой деятельности наиболее эффективным является междисциплинарный подход, сочетающий в себе совместное использование достижений вычислительной математики, физики, химии и биологии. Однако данный подход предъявляет высокие требования к качеству и разнообразию базовых и специальных знаний исследователей и разработчиков. К сожалению, в процессе изучения курсов математики, физики и химии даже в специализированных школах естественнонаучного профиля довольно сложно сформировать у учащихся устойчивые и разнообразные междисциплинарные связи, в том числе в области представлений о строении и свойствах веществ и материалов. Предлагаемый проект позволит существенно помочь в этом процессе и повысить интерес учащихся к точным и естественнонаучным предметам. Результаты выполнения проекта могут быть использованы в качестве основы для развития проектной и исследовательской деятельности школьников.

    В рамках проекта в ходе лекций и практических занятий предлагается представить кристаллографию, как современную междисциплинарную науку, зародившуюся ещё в античности и активно развивающуюся до настоящего времени. В ходе проведения мероприятий проекта учащиеся 10-11 классов должны закрепить и расширить свои знания и навыки по планиметрии и стереометрии, познакомиться с разнообразием кристаллических структур, современными физическими методами исследования вещества и перспективными функциональными материалами.

  • Лесные экосистемы – живое украшение Земли Лесные экосистемы – живое украшение Земли

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    2-3 часа

    Краткая аннотация

  • Для развития лесного комплекса Российской Федерации, некогда бывшим одним из ведущих в экономике страны необходимо владеть основами и передовыми научными знаниями о природе леса, его функционировании, рациональном использовании и защите.

    К сожалению, на сегодняшний день профессии связанные с работой в лесу и его изучением не стоят в списке приоритетов выпускников школ, одной из причин этого является низкая информированность жителей, а в особенности детей, о важности этого природного объекта в жизни страны и функционировании биосферы в целом.

    Представленная лекция призвана пробудить интерес слушателей к научному познанию лесу и проблемам экологии.

  • Биодеградируемые полимерные материалы: их применение, свойства и деструкция Биодеградируемые полимерные материалы: их применение, свойства и деструкция

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • химия и науки о материалах
  • Класс

  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • исследовательская лаборатория
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    до 20 часов

    Краткая аннотация

  • Направление программы обучающих мероприятий учитывает экологический аспект: изучение влияния факторов окружающей среды таких, как вода и ультрафиолет, на свойства биодеградируемых полимеров с помощью наглядных и доступных для понимания школьников экспериментов. Проводится сравнение с синтетическими полимерами.  А также изучается применение полимерного волокна в качестве материала для проращивания семян пшеницы, что значительно расширяет межпредметную связь и повышает интерес к химии, физики и биологии.

     

  • Космическое Радио Космическое Радио

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • исследовательская лаборатория
    • семинар

    Продолжительность

    до 20 часов

    Краткая аннотация

  • Образовательная программа «Космическое Радио» основана на предыдущим опыте занятий со школьниками по направлению космическая физика, космическая связь и информатика в части явлений радиоволн в космосе естественного и искусственного происхождения.

    После вводной лекции школьники анализируют имеющиеся сведения в сети Интернет по космической связи, по наблюдениям электромагнитных волн, возникающих в верхней атмосфере, в том числе во время грозовой активности, магнитных бурь и полярных сияний.

    Учащиеся знакомятся с инструментами для наблюдений электромагнитного поля Земли по приборам на земле (магнитометры, ОНЧ-приемники, радиотелескопы) и по приборам на спутниках в магнитосфере Земли и за ее пределами.

    В рамках программы будут рассмотрены данные по учебным проектам по космическому радио у нас в стране и за рубежом, обсуждены сведения по образовательным проектам с использованием радиолюбительских спутников типа КубСат и радиолюбительской связи через Луну.

     

  • Наша удивительная планета Наша удивительная планета

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • науки о Земле
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    1 час

    Краткая аннотация

  • Основным недостатком тематических картографических изданий, выпущенных в форме традиционных бумажных карт, атласов и учебников, является их малая визуализация и ограниченные возможности в представлении динамических явлений. Для повышения эффективности восприятия картографического материала применяются современные технологий, такие как геоинформационная система (ГИС). Два таких устройства находятся в Геофизическом центре РАН и используется для реализации различных научных задач, а также в качестве эффективного инструмента образовательной деятельности в рамках проведения данного обучающего мероприятия.

     

  • Селекция и семеноводство на примере картофеля Селекция и семеноводство на примере картофеля

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • сельскохозяйственные науки
  • Класс

  • 7 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • семинар
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа «Селекция и семеноводство основных отечественных сельскохозяйственных культур на примере картофеля» направлен на приобщение школьников к решению важных научно-практических задач в области агробиотехнологий. В данной программе главной целью является знакомство школьников с проблемами селекции и семеноводства картофеля в сельском хозяйстве Российской Федерации и создание базы для формирования у школьников активной гражданской позиции - необходимости работы каждого для благосостояния Родины.  Данный проект является неотъемлемой частью Федеральной программы «Картофелеводство», целью которой является полное замещение импорта семенного картофеля к 2020г. Школьники вырастут вместе с выращенными ими новыми отечественными сортами картофеля и, возможно, выберут сельскохозяйственную науку в качестве своей будущей профессии, на практике постигнут основы научно-исследовательской работы, популяризируют науку и отечественные научные достижения среди населения России (друзья, родители, бабушки и дедушки). Научные сотрудники и преподаватели будут курировать весь процесс выращивания картофеля и получения посевного материала, проводить различные мастер-классы, лекции, семинары, дегустации и конференции с участием школьников и поощрением среди них лучших научно-исследовательских работ.

  • Школа финансовой грамотности Школа финансовой грамотности

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • экономика
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • дискуссионный клуб
    • симуляционная игра
    • квест-марафон

    Продолжительность

    5 часов

    Краткая аннотация

  • Современные школьники начинают самостоятельную жизнь в более сложных и разнообразных финансовых условиях, чем поколения их родителей, соответственно то, насколько они подготовлены к принятию взвешенных и грамотных финансовых решений, особенно значимо.

    Программа ориентирована на развитие интеллектуального потенциала обучающихся при помощи повышения финансовой грамотности подрастающего поколения через формирование базовых знаний, умений и навыков мира финансов. Мероприятия программы направлены на воспитание школьников как будущих полноправных участников общественной жизни, способных рационально планировать семейный бюджет, обеспечить себя и свою семью, быть менее уязвимыми во время кризисов и защищенными от обмана со стороны мошенников, инвестировать в свое будущее и будущее своих детей, развивать и реализовать свой творческий потенциал и проявлять себя достойным гражданином общества.

    Оригинальность программы состоит в интенсивном погружении школьников в изучаемую тему за счет использования дискуссионной и игровой форм работы, в доступности и ясности изложения достаточно сложного для среднего звена обучающихся материала, а также в повышении интереса школьников к участию в активной поисково-исследовательской деятельности.

    В рамках программы используется технология проблемного обучения, а также комплексно применяются следующие методы обучения: поисковый метод, проектный метод, метод моделирования, иллюстративно-объяснительный метод, информационный метод, игровой метод, коммуникационно-дискуссионный метод, метод коллективной творческой деятельности.

  • Знаю. Люблю. Знаю. Люблю.

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • деловая игра
    • семинар
    • дискуссионный клуб
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа включает серию мероприятий о достижениях отечественной науки в разных областях. Программа может проводиться в школах и др. детских учреждениях, на семейных фестивалях, конференциях, открытых площадках и др. Все мероприятия программы разработаны на принципах метапредметности. На каждом занятии используются научные методы и технологии нескольких дисциплин и областей знаний (география+история, геология+технология и тд.).

  • Волны де-Бройля и теория электронных свойств веществ Волны де-Бройля и теория электронных свойств веществ

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    3–4 часа

    Краткая аннотация

  • Программа обучающих мероприятий предполагает проведение лекций, излагающих введение в квантовую физику и теорию электронных свойств твердых тел. Материал лекций построен на основе школьного курса физики и не требует предварительных специальных знаний. Лекция начинается с популярного изложения и систематизации общих свойств волн, явления интерференции и дифракции. Затем излагаются основы волновых свойств частиц (электронов) по аналогии с обычными волнами, и теория атома Бора, основанная на понятии волны де-Бройля. В дальнейшем изложенный материал используется для краткого объяснения теории электронной структуры твердых тел, классификации материалов на проводники, диэлектрики и полупроводники, а также описания свойств таких новых необычных материалов, как графен.

     

  • Атомные частицы и радиоактивность - своими глазами Атомные частицы и радиоактивность - своими глазами

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    до 17 часов

    Краткая аннотация

  • Почти все физические явления, изучаемые в школе, имеют прямое наблюдение в опытах, проводимых на глазах школьников и ядерные явления одно из немногих исключений.

    В рамках программы обучающих мероприятий осуществляется демонстрация ядерных процессов на глазах учащихся в реальном времени с помощью современного детектора излучения – Медипикс.

    Школьники  своими глазами могут увидеть как выглядят космические мезоны, их распад, гамма кванты и бета частицы.

    После вступительных лекций проводятся лабораторные работы, с использованием детекторов, поясняющие, что такое естественный радиационный фон и от каких частиц он зависит, рассматривается применение детекторов в радиационной медицине – PET   и  SPECT томографы, экологии и контроле за радиоактивными объектами.

     

  • Что такое горение и что такое СВС

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • химия и науки о материалах
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    2-4 часа

    Краткая аннотация

  • В популярной форме дан ответ, что такое горение. Уточняются школьные представления о горении. Рассказывается о новом крупном разделе современной науки и технологии - самораспространяющемся высокотемпературном синтезе (СВС), которая основана на использовании процессов горения, в ходе которых образуется ценные в практическом отношении вещества, материалы и изделия. С позиций СВС дано современное определение горения. Обсуждаются закономерности, найденные при использовании горения. Проводятся познавательные эксперименты по горению.

  • Научный метод

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    2 часа

    Краткая аннотация

  • Подавляющее большинство предметов, изучаемых в школе, основаны на такой форме познания как наука. При этом в школьном курсе не предполагается изучение структуры науки, ее особенностей как формы познания. В рамках данной лекции предполагается рассказать учащимся о том, что такое наука на примере физики. Например, во многих учебниках школьного курса физика не дается ясного представления о том, что такое теория, закон или принцип, не говорится о том, что общего и чем различаются эти понятия, хотя они встречаются на протяжении всего школьного курса. В лекции будут освящены такие подтемы, как различие реальности и модельного описания устройства мира, как уже говорилось выше будут рассмотрены такие понятия как "закон", "теория" и "принцип", основные виды научных экспериментов, различные типы погрешностей, а также ряд друг вопросов.

  • Астрономия в зеркале школьных предметов

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • нанотехнологии и информационные технологии
  • науки о Земле
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар
    • дискуссионный клуб

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа представляет собой серию из пяти лекций-семинаров с элементами дискуссии, каждая из которых посвящена определенному аспекту развития и достижений астрономии, связанному с понятиями и темами, изучаемыми школьниками в рамках одного предмета (математики, химии (8-9 класс) или истории (7 класс), биологии, физики, информатики). Реализация проекта предполагает возможность сотрудничества с учителями соответствующих предметов. По четырем темам школьникам предлагается предварительно провести собственные мини-исследования по материалам обучающей, научно-популярной литературы, сети Интернет, которые затем представляются и обсуждаются в ходе лекции-семинара. По теме "Астрономия и информатика" предполагается проведение практикума в компьютерном классе для ознакомления с возможностями популярных астрономических ресурсов, инструментами Виртуальной обсерватории, а также проектами, предполагающими участие непрофессионального сообщества в обработке астрономических данных для профессиональных исследований (ZooUniverse, Einstein@Home, SETI@Home). Рекомендуется проводить не более одного мероприятия в неделю.

  • Электрические рыбы и базовые идеи

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар
    • дискуссионный клуб

    Продолжительность

    до 12 часов

    Краткая аннотация

  • Одной из негативных особенностей естественнонаучного образования в России является то, что ни школы, ни ВУЗы не приучают к чтению научной классики, знанию истории науки, прослеживанию эволюции базовых идей, их взаимному влиянию и динамике.

    Большинство школьников читали Пушкина, Толстого, Маяковского, Достоевского и множество других авторов, причем интерес к чтению литературы сохраняется и после школы. Между тем даже среди профессиональных специалистов чтение исходных книг классиков науки скорее исключение, чем правило. Опыт общения с физиками показывает, что на вопросы читали ли они Ньютона, Фарадея, Максвелла, самый распространенный ответ «А зачем?».

    Предлагается цикл лекций и семинар-дискуссия, чтобы попытаться ответить на этот вопрос:  «А зачем?»

  • Путем Петра Первого

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар
    • дискуссионный клуб
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Музейная группа Архива Российской академии наук представляет образовательную программу «Путем Петра Первого», которая ставит своей главной целью научить учащихся 7-8 классов изучать окружающий мир, используя научный инструментарий, современные информационные технологии и акварели XVII века, хранящиеся в Архиве РАН.  Программа, опираясь на научный потенциал ценных архивных документов, хранящихся в АРАН (акварели Марии Сибиллы Мериан), которые были привезены в Россию Петром I в качестве методических пособий для Санкт-Петербургской Академии наук.

    Программа позволит выйти за рамки академической среды и установить прямой диалог с молодым поколением, что является особенно актуальным сегодня, когда авторитет профессии ученого среди подрастающего поколения невысок.

    Предлагает новую интерактивную форму музейной коммуникации с научно-музейным наследием, основанную на таком способе постижения реальности как «со-переживание и «пере-открытие», что ведет к обретению детьми нового интеллектуального и духовного опыта.