Мероприятия

Основы пространственной симметрии и кристаллографии Основы пространственной симметрии и кристаллографии

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • математические науки
  • физические науки
  • химия и науки о материалах
  • Класс

  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Одной из бурно развивающихся областей современных науки и технологии является моделирование и создание новых функциональных материалов с широким набором заданных свойств. Для этой деятельности наиболее эффективным является междисциплинарный подход, сочетающий в себе совместное использование достижений вычислительной математики, физики, химии и биологии. Однако данный подход предъявляет высокие требования к качеству и разнообразию базовых и специальных знаний исследователей и разработчиков. К сожалению, в процессе изучения курсов математики, физики и химии даже в специализированных школах естественнонаучного профиля довольно сложно сформировать у учащихся устойчивые и разнообразные междисциплинарные связи, в том числе в области представлений о строении и свойствах веществ и материалов. Предлагаемый проект позволит существенно помочь в этом процессе и повысить интерес учащихся к точным и естественнонаучным предметам. Результаты выполнения проекта могут быть использованы в качестве основы для развития проектной и исследовательской деятельности школьников.

    В рамках проекта в ходе лекций и практических занятий предлагается представить кристаллографию, как современную междисциплинарную науку, зародившуюся ещё в античности и активно развивающуюся до настоящего времени. В ходе проведения мероприятий проекта учащиеся 10-11 классов должны закрепить и расширить свои знания и навыки по планиметрии и стереометрии, познакомиться с разнообразием кристаллических структур, современными физическими методами исследования вещества и перспективными функциональными материалами.

  • Занимательная египтология для школьников Занимательная египтология для школьников

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • Форма проведения

    • мастер-класс

    Продолжительность

    2 часа

    Краткая аннотация

  • Программа направлена на знакомство учащихся с основными методами научных исследований, расширение их знаний об истории, в частности древнего Египта, археологии как науке и вспомогательной исторической дисциплине. В нем рассматриваются основные методы и понятия, используемые археологами и египтологами при изучении древнеегипетских памятников на территории современного Египта. Он делится на три этапа: ознакомительную лекцию, археологические раскопки модели погребения древнего египтянина и проверку полученных знаний. При подготовке лекции и практической части проекта были применены материалы, полученные Центром египтологических исследований РАН в ходе археологических исследований, многие из которых введены в научный оборот впервые, и использован опыт его сотрудников, полученный в результате участия в полевых исследованиях в Египте. В ходе практической части школьники будут использовать методику, применяемую учеными во время археологических раскопок, проводить фиксацию информации, полученной в результате исследований, и делать научные выводы.

  • Лесные экосистемы – живое украшение Земли Лесные экосистемы – живое украшение Земли

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    2-3 часа

    Краткая аннотация

  • Для развития лесного комплекса Российской Федерации, некогда бывшим одним из ведущих в экономике страны необходимо владеть основами и передовыми научными знаниями о природе леса, его функционировании, рациональном использовании и защите.

    К сожалению, на сегодняшний день профессии связанные с работой в лесу и его изучением не стоят в списке приоритетов выпускников школ, одной из причин этого является низкая информированность жителей, а в особенности детей, о важности этого природного объекта в жизни страны и функционировании биосферы в целом.

    Представленная лекция призвана пробудить интерес слушателей к научному познанию лесу и проблемам экологии.

  • ДНК «Биознайка» ДНК «Биознайка»

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • медицинские науки
  • Класс

  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская лаборатория
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    4 часа

    Краткая аннотация

  • В настоящее время практические занятия по биологии в старших классах программой не предусмотрены, хотя являются основой глубоких знаний и профориентации школьников. Программа предусматривает использование оборудования и реагентов, позволяющих школьникам выполнять лабораторные работы методами молекулярной биологии и генной инженерии, согласующиеся со стандартной программой обучения. Детский Научный Комплекс «Биознайка» воспроизводит работу в научно-исследовательской лаборатории, а не имитируют ее.

  • Биодеградируемые полимерные материалы: их применение, свойства и деструкция Биодеградируемые полимерные материалы: их применение, свойства и деструкция

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • химия и науки о материалах
  • Класс

  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • исследовательская лаборатория
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    до 20 часов

    Краткая аннотация

  • Направление программы обучающих мероприятий учитывает экологический аспект: изучение влияния факторов окружающей среды таких, как вода и ультрафиолет, на свойства биодеградируемых полимеров с помощью наглядных и доступных для понимания школьников экспериментов. Проводится сравнение с синтетическими полимерами.  А также изучается применение полимерного волокна в качестве материала для проращивания семян пшеницы, что значительно расширяет межпредметную связь и повышает интерес к химии, физики и биологии.

     

  • Космическое Радио Космическое Радио

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • исследовательская лаборатория
    • семинар

    Продолжительность

    до 20 часов

    Краткая аннотация

  • Образовательная программа «Космическое Радио» основана на предыдущим опыте занятий со школьниками по направлению космическая физика, космическая связь и информатика в части явлений радиоволн в космосе естественного и искусственного происхождения.

    После вводной лекции школьники анализируют имеющиеся сведения в сети Интернет по космической связи, по наблюдениям электромагнитных волн, возникающих в верхней атмосфере, в том числе во время грозовой активности, магнитных бурь и полярных сияний.

    Учащиеся знакомятся с инструментами для наблюдений электромагнитного поля Земли по приборам на земле (магнитометры, ОНЧ-приемники, радиотелескопы) и по приборам на спутниках в магнитосфере Земли и за ее пределами.

    В рамках программы будут рассмотрены данные по учебным проектам по космическому радио у нас в стране и за рубежом, обсуждены сведения по образовательным проектам с использованием радиолюбительских спутников типа КубСат и радиолюбительской связи через Луну.

     

  • Наша удивительная планета Наша удивительная планета

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • науки о Земле
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    1 час

    Краткая аннотация

  • Основным недостатком тематических картографических изданий, выпущенных в форме традиционных бумажных карт, атласов и учебников, является их малая визуализация и ограниченные возможности в представлении динамических явлений. Для повышения эффективности восприятия картографического материала применяются современные технологий, такие как геоинформационная система (ГИС). Два таких устройства находятся в Геофизическом центре РАН и используется для реализации различных научных задач, а также в качестве эффективного инструмента образовательной деятельности в рамках проведения данного обучающего мероприятия.

     

  • Селекция и семеноводство на примере картофеля Селекция и семеноводство на примере картофеля

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • сельскохозяйственные науки
  • Класс

  • 7 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • семинар
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа «Селекция и семеноводство основных отечественных сельскохозяйственных культур на примере картофеля» направлен на приобщение школьников к решению важных научно-практических задач в области агробиотехнологий. В данной программе главной целью является знакомство школьников с проблемами селекции и семеноводства картофеля в сельском хозяйстве Российской Федерации и создание базы для формирования у школьников активной гражданской позиции - необходимости работы каждого для благосостояния Родины.  Данный проект является неотъемлемой частью Федеральной программы «Картофелеводство», целью которой является полное замещение импорта семенного картофеля к 2020г. Школьники вырастут вместе с выращенными ими новыми отечественными сортами картофеля и, возможно, выберут сельскохозяйственную науку в качестве своей будущей профессии, на практике постигнут основы научно-исследовательской работы, популяризируют науку и отечественные научные достижения среди населения России (друзья, родители, бабушки и дедушки). Научные сотрудники и преподаватели будут курировать весь процесс выращивания картофеля и получения посевного материала, проводить различные мастер-классы, лекции, семинары, дегустации и конференции с участием школьников и поощрением среди них лучших научно-исследовательских работ.

  • Истоки русской классики Истоки русской классики

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • семинар
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа направлена на погружение в мир русской классики с использованием метода ролевой игры. Ролевая игра – это интерактивный метод, позволяющий обучаться на собственном опыте в специально смоделированной ситуации. Участникам предстоит «примерить» на себя персонажей, литературных и исторических, описанных в произведении и теоретически возможных, оказаться на некоторое время на их месте, попробовать действовать и рассуждать, как они. Это не инсценировка; событие, объединяющее всех игроков, будет задаваться литературным произведением и его историческим фоном, но вовсе необязательно повторять какой-либо конкретный эпизод из художественного текста. Чтобы с полной достоверностью вжиться в образ, участникам придется самим поразмыслить над характером персонажа, его образом мыслей, логикой поступков, социальными рамками и так далее.

  • Учимся определять качество воды по физиологическим ритмам моллюсков Учимся определять  качество воды по  физиологическим ритмам моллюсков

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • мастер-класс
    • исследовательская лаборатория

    Продолжительность

    2 - 10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа направлена на популяризацию биологических методов  контроля качества воды рек и озер.

    Использование биосенсоров для контроля качества среды обитания является новым, быстро развивающимся направлением, имеющим широкое  практическое применение.

    В качестве биосенсоров могут используются  раки, различные виды рыб, но для лабораторных работ со школьниками удобнее всего двустворчатые моллюски. В основном сейчас для контроля пресноводных экосистем используются перловицы и беззубки, а для морских - мидии и устрицы. Но кроме этих видов существуют еще тысячи других видов, чувствительность которых еще не изучалась. Это широкое поле для проведения научных исследований, поиска  наиболее чувствительных биосенсоров,  в которых могут и должны принять участие школьники. 

    Основными  направлениями  исследований школьников могут быть  изучение динамики сердечной деятельности,  ритма открытия-закрытия раковины различных видов моллюсков в норме, при обитании в чистой среде в течение длительного времени. В результате таких исследований для каждого  моллюска можно составить "поведенческий паспорт" для передачи  моллюсков для работы в промышленных установках.

    В качестве "тестового"  вещества, на котором можно продемонстрировать реакцию моллюска на изменение химического состава воды,  можно использовать слабый раствор поваренной соли, который не принесет вреда ни животным, ни ученикам.

  • Люминофоры на основе борной кислоты Люминофоры на основе борной кислоты

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • химия и науки о материалах
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская лаборатория

    Продолжительность

    8 часов

    Краткая аннотация

  • Программа представляет исследовательскую лабораторию по исследованию люминофоров на основе борной кислоты, синтезированных для этих целей самостоятельно. В качестве активатора применяются лимонная и салициловая кислоты, гидрохинон, а также синтезированные самостоятельно ацетаты кобальта, никеля и органический краситель флюоресцеин. Для изучения оптических свойств люминофоров изготавливается люксметр. На основе кривых затухания в процессе проведения эксперимента будут получены некоторые световые характеристики люминофоров, такие как период полузатухания T1/2,  постоянная свечения λ. Кроме того, будет обнаружен факт снижения энергии излучаемых фотонов и увеличения длительности свечения при охлаждении образца борно-флюоресцеинового люминофора до температуры жидкого азота. Результаты и причина этого явления будет обсуждаться со школьниками в заключительной части занятий.

  • Школа финансовой грамотности Школа финансовой грамотности

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • экономика
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • дискуссионный клуб
    • симуляционная игра
    • квест-марафон

    Продолжительность

    5 часов

    Краткая аннотация

  • Современные школьники начинают самостоятельную жизнь в более сложных и разнообразных финансовых условиях, чем поколения их родителей, соответственно то, насколько они подготовлены к принятию взвешенных и грамотных финансовых решений, особенно значимо.

    Программа ориентирована на развитие интеллектуального потенциала обучающихся при помощи повышения финансовой грамотности подрастающего поколения через формирование базовых знаний, умений и навыков мира финансов. Мероприятия программы направлены на воспитание школьников как будущих полноправных участников общественной жизни, способных рационально планировать семейный бюджет, обеспечить себя и свою семью, быть менее уязвимыми во время кризисов и защищенными от обмана со стороны мошенников, инвестировать в свое будущее и будущее своих детей, развивать и реализовать свой творческий потенциал и проявлять себя достойным гражданином общества.

    Оригинальность программы состоит в интенсивном погружении школьников в изучаемую тему за счет использования дискуссионной и игровой форм работы, в доступности и ясности изложения достаточно сложного для среднего звена обучающихся материала, а также в повышении интереса школьников к участию в активной поисково-исследовательской деятельности.

    В рамках программы используется технология проблемного обучения, а также комплексно применяются следующие методы обучения: поисковый метод, проектный метод, метод моделирования, иллюстративно-объяснительный метод, информационный метод, игровой метод, коммуникационно-дискуссионный метод, метод коллективной творческой деятельности.

  • Знаю. Люблю. Знаю. Люблю.

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • деловая игра
    • семинар
    • дискуссионный клуб
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа включает серию мероприятий о достижениях отечественной науки в разных областях. Программа может проводиться в школах и др. детских учреждениях, на семейных фестивалях, конференциях, открытых площадках и др. Все мероприятия программы разработаны на принципах метапредметности. На каждом занятии используются научные методы и технологии нескольких дисциплин и областей знаний (география+история, геология+технология и тд.).

  • Волны де-Бройля и теория электронных свойств веществ Волны де-Бройля и теория электронных свойств веществ

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    3–4 часа

    Краткая аннотация

  • Программа обучающих мероприятий предполагает проведение лекций, излагающих введение в квантовую физику и теорию электронных свойств твердых тел. Материал лекций построен на основе школьного курса физики и не требует предварительных специальных знаний. Лекция начинается с популярного изложения и систематизации общих свойств волн, явления интерференции и дифракции. Затем излагаются основы волновых свойств частиц (электронов) по аналогии с обычными волнами, и теория атома Бора, основанная на понятии волны де-Бройля. В дальнейшем изложенный материал используется для краткого объяснения теории электронной структуры твердых тел, классификации материалов на проводники, диэлектрики и полупроводники, а также описания свойств таких новых необычных материалов, как графен.

     

  • Атомные частицы и радиоактивность - своими глазами Атомные частицы и радиоактивность - своими глазами

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    до 17 часов

    Краткая аннотация

  • Почти все физические явления, изучаемые в школе, имеют прямое наблюдение в опытах, проводимых на глазах школьников и ядерные явления одно из немногих исключений.

    В рамках программы обучающих мероприятий осуществляется демонстрация ядерных процессов на глазах учащихся в реальном времени с помощью современного детектора излучения – Медипикс.

    Школьники  своими глазами могут увидеть как выглядят космические мезоны, их распад, гамма кванты и бета частицы.

    После вступительных лекций проводятся лабораторные работы, с использованием детекторов, поясняющие, что такое естественный радиационный фон и от каких частиц он зависит, рассматривается применение детекторов в радиационной медицине – PET   и  SPECT томографы, экологии и контроле за радиоактивными объектами.

     

  • Что такое горение и что такое СВС

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • химия и науки о материалах
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    2-4 часа

    Краткая аннотация

  • В популярной форме дан ответ, что такое горение. Уточняются школьные представления о горении. Рассказывается о новом крупном разделе современной науки и технологии - самораспространяющемся высокотемпературном синтезе (СВС), которая основана на использовании процессов горения, в ходе которых образуется ценные в практическом отношении вещества, материалы и изделия. С позиций СВС дано современное определение горения. Обсуждаются закономерности, найденные при использовании горения. Проводятся познавательные эксперименты по горению.

  • Научный метод

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    2 часа

    Краткая аннотация

  • Подавляющее большинство предметов, изучаемых в школе, основаны на такой форме познания как наука. При этом в школьном курсе не предполагается изучение структуры науки, ее особенностей как формы познания. В рамках данной лекции предполагается рассказать учащимся о том, что такое наука на примере физики. Например, во многих учебниках школьного курса физика не дается ясного представления о том, что такое теория, закон или принцип, не говорится о том, что общего и чем различаются эти понятия, хотя они встречаются на протяжении всего школьного курса. В лекции будут освящены такие подтемы, как различие реальности и модельного описания устройства мира, как уже говорилось выше будут рассмотрены такие понятия как "закон", "теория" и "принцип", основные виды научных экспериментов, различные типы погрешностей, а также ряд друг вопросов.

  • Международный чемпионат «Сферы» по программированию роботизированных устройств

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • нанотехнологии и информационные технологии
  • энергетика, машиностроение, механика и процессы управления
  • Класс

  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • мастер-класс
    • исследовательская лаборатория
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    до 20 часов

    Краткая аннотация

  • Zero Robotics (Сферы) — это соревнование по программированию роботов, где роботы представляют собой сферы (SPHERES — Synchronized Position Hold Engage and Reorient Experimental Satellites — экспериментальные роботизированные устройства, способные к ориентации и занятию ранее определенных синхронизованных координатных позиций, работающие внутри Международной космической станции (МКС). Соревнования проходят онлайн. Задача команд — создать программу для Сфер в рамках ежегодного задания (каждый год создается новое задание). После нескольких фаз виртуальных туров в специальной среде, созданной специально для Сфер (следует отметить, что среда полностью воспроизводит реальную среду для Сфер), финалисты заканчивают соревнования реальными состязаниями, которые проводятся на борту МКС. Космонавты и астронавты проводят соревнования в условиях микрогравитации. Состязания сопровождаются видеотрансляцией.

  • Астрономия в зеркале школьных предметов

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • нанотехнологии и информационные технологии
  • науки о Земле
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар
    • дискуссионный клуб

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа представляет собой серию из пяти лекций-семинаров с элементами дискуссии, каждая из которых посвящена определенному аспекту развития и достижений астрономии, связанному с понятиями и темами, изучаемыми школьниками в рамках одного предмета (математики, химии (8-9 класс) или истории (7 класс), биологии, физики, информатики). Реализация проекта предполагает возможность сотрудничества с учителями соответствующих предметов. По четырем темам школьникам предлагается предварительно провести собственные мини-исследования по материалам обучающей, научно-популярной литературы, сети Интернет, которые затем представляются и обсуждаются в ходе лекции-семинара. По теме "Астрономия и информатика" предполагается проведение практикума в компьютерном классе для ознакомления с возможностями популярных астрономических ресурсов, инструментами Виртуальной обсерватории, а также проектами, предполагающими участие непрофессионального сообщества в обработке астрономических данных для профессиональных исследований (ZooUniverse, Einstein@Home, SETI@Home). Рекомендуется проводить не более одного мероприятия в неделю.

  • Электрические рыбы и базовые идеи

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар
    • дискуссионный клуб

    Продолжительность

    до 12 часов

    Краткая аннотация

  • Одной из негативных особенностей естественнонаучного образования в России является то, что ни школы, ни ВУЗы не приучают к чтению научной классики, знанию истории науки, прослеживанию эволюции базовых идей, их взаимному влиянию и динамике.

    Большинство школьников читали Пушкина, Толстого, Маяковского, Достоевского и множество других авторов, причем интерес к чтению литературы сохраняется и после школы. Между тем даже среди профессиональных специалистов чтение исходных книг классиков науки скорее исключение, чем правило. Опыт общения с физиками показывает, что на вопросы читали ли они Ньютона, Фарадея, Максвелла, самый распространенный ответ «А зачем?».

    Предлагается цикл лекций и семинар-дискуссия, чтобы попытаться ответить на этот вопрос:  «А зачем?»

  • Путем Петра Первого

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар
    • дискуссионный клуб
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Музейная группа Архива Российской академии наук представляет образовательную программу «Путем Петра Первого», которая ставит своей главной целью научить учащихся 7-8 классов изучать окружающий мир, используя научный инструментарий, современные информационные технологии и акварели XVII века, хранящиеся в Архиве РАН.  Программа, опираясь на научный потенциал ценных архивных документов, хранящихся в АРАН (акварели Марии Сибиллы Мериан), которые были привезены в Россию Петром I в качестве методических пособий для Санкт-Петербургской Академии наук.

    Программа позволит выйти за рамки академической среды и установить прямой диалог с молодым поколением, что является особенно актуальным сегодня, когда авторитет профессии ученого среди подрастающего поколения невысок.

    Предлагает новую интерактивную форму музейной коммуникации с научно-музейным наследием, основанную на таком способе постижения реальности как «со-переживание и «пере-открытие», что ведет к обретению детьми нового интеллектуального и духовного опыта. 

  • Юный селекционер XXI века

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • сельскохозяйственные науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Пшеница – первая культура, востребованная человечеством и играющая первостепенную роль в питании. Селекция – наука, призванная создавать новые растения для нужд человека с лучшими хозяйственно-ценными признаками. Основная цель программы познакомить школьников с различными науками в области изучения растений (агрономия, фитопатология и т.д.), рассказать об особенностях злаковых растений.

  • Прорыв. Наука ХХ века

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • семинар
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа направлена на развитие у школьников 7-8 классов глубокого, сознательного интереса к истории науки в целом, конкретным ее достижениям, а также к исследованию конкретных судеб отечественных ученых. В основе программы лекции, включающие как тематические хроникально-документальные киносюжеты, так и интерактивный элемент – знакомство с конкретными подлинными документами ученых из фондов Архива РАН. Лекции будут охватывать весь период развития науки с конца 19 по конец 20 века, с акцентом на судьбы и достижения выдающихся отечественных ученых, две ключевые темы в развитии науки страны – Космическая программа и Атомный проект, а также историю науки в самый драматический период в истории отечества – во время Великой Отечественной войны.

  • Что вы знаете о рыбах?

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • исследовательская лаборатория
    • квест-марафон
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    7 - 14 часов

    Краткая аннотация

  • Структура программы (лекции, исследовательской лаборатории, реального хозяйства) охватывает всю цепь научно-практической деятельности – от постановки фундаментальных задач до практического применения результатов научной работы. Предполагается проведение лекций по ихтиологии, рыбным биологическим моделям, знакомство с работой на хозяйстве по разведению рыбы и научным оборудованием последних поколений в области химического анализа и биотестирования.

  • Обучение управлением группой мобильных роботов УМКИ

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • нанотехнологии и информационные технологии
  • энергетика, машиностроение, механика и процессы управления
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • семинар

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Цифровая Лаборатория робототехники УМКИ – это программа и учебно-методический комплект, позволяющий реализовать разнообразие организационных форм и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

  • Защитные пищевые покрытия

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • химия и науки о материалах
  • Класс

  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лабораторная работа

    Продолжительность

    4 часа

    Краткая аннотация

  • Программа направлена на популяризацию и развитие отечественной упаковочной отрасли. Позволяет школьникам ознакомиться с сегментом рынка упаковочных материалов – защитными покрытиями. В работе рассматриваются природные полимеры (производные целлюлозы, крахмал, хитозан, альгинаты), которые применяются для создания покрытий на пищевых продуктах. Практическая работа позволяет школьникам изучить влияние температуры на растворение полимеров. Полученные растворы предполагается использовать для создания декоративных защитных покрытий.

  • Как надо создавать новую науку: на примере роли В. В. Докучаева в почвоведении

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • сельскохозяйственные науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • семинар

    Продолжительность

    3 часа

    Краткая аннотация

  • Обобщающий материал по истории и методологии науки. Рассматривает анализ и синтез научных знаний, создание новых методов и направлений в науке. Организацию и институционализацию науки, международное признание новой науки. Охватывает сразу несколько направлений:

    • Науки о Земле – освещает вопросы почвоведения, географии, геологии и истории науки. Геологический и географические факторы почвообразования.
    • Сельскохозяйственные науки – значение почв для агрономии, рациональное использование природных ресурсов, история сельского хозяйства.
    • Глобальные проблемы и международные отношения – глобальное распределение и значение почв, международное признание новой науки и сотрудничество.
    • Химия – химическое образование, химические анализы, минеральные удобрения.
    • Биологические науки – биологическая роль и значение почв, концентрация биоразнообразия в почвах. Биологический фактор почвообразования.
  • Деловая игра «Поток»

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • экономика
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • деловая игра
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    4 часа

    Краткая аннотация

  • Школьникам дается понятие экономической эффективности – состояния, которое может быть достигнуто участниками предстоящей игры при выборе всеми ими оптимальной стратегии.

    По окончании игры преподаватель объясняет, какая стратегия является оптимальной для всех игроков (речь идет о решении математической задачи), и почему она приводит к состоянию экономической эффективности.

    Проводится разбор игры, когда оцениваются как близость выбранной игроками стратегии к оптимальной, так и умение вести переговоры и находить компромиссы.

  • Значение дерматологии в современной медицине

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • медицинские науки
  • Класс

  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • семинар

    Продолжительность

    4 часа

    Краткая аннотация

  • Учитывая современные достижения и возможности медицины, неуклонно растет интерес к своему здоровью и повышаются требования к внешнему виду, актуальными становится проблемы дерматологии и именно среди лиц подросткового возраста проходящих период полового созревания, что совпадает с дебютом многих кожных проблем.  Данная программа знакомит школьников с актуальными проблемами медицины и здорового образа жизни способствуя погружению в профессиональную деятельность врача, что может помочь в дальнейшем в профориентации подростка, а также обучает слушателей основам ухода за собственной здоровьем и состоянием кожи обобщая современные достижения биофармации, биотехнологий и медицины.

  • Медико-биологическая конференция лицейских классов

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • медицинские науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская лаборатория
    • дискуссионный клуб

    Продолжительность

    2-20 часов

    Краткая аннотация

  • Конференция медико-биологических кассов направлена на развитие творческих способностей школьников путем стимуляции их к занятиям научной деятельностью. Формируется преемственность между средним общим и высшим профессиональным образованием, что способствует успешной социальной адаптации выпускников школы.

  • Нумизматические классы для детей

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс

    Продолжительность

    6 часов

    Краткая аннотация

  • В настоящее время интересами современных детей стали компьютерные игры, несистемные просмотры развлекательных передач и общение в социальных сетях. К сожалению, интерес к коллекционированию, столь популярному в прошлом, не находит отражения в повседневной жизни современных детей и родителей. Увлечение нумизматикой – это возможность расширить свой кругозор, получить и углубить знания в области истории, географии, искусстве и других науках.

    Программа занятий будет интересна и для родителей, т.к. увлечение хобби в детском возрасте будет способствовать не только интеллектуальному развитию ребенка, но и убережет его от пустых и иногда опасных увлечений в подростковом возрасте.

    Программа направлена на расширение кругозора подрастающего поколения в области нумизматики. Развитие интереса у детей к коллекционированию, истории и искусству. Программа включает в себя серию образовательных мастер-классов, лекций и практических занятий детей среднего школьного возраста.

  • Школьники - школьникам о физике

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • деловая игра
    • семинар
    • дискуссионный клуб
    • симуляционная игра
    • квест-марафон
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    до 20 часов

    Краткая аннотация

  • Цель программы обучающих мероприятий – популяризация современных научных достижений силами самих школьников. Обычно друг друга школьники понимают намного лучше, чем даже заслуженного лектора или учителя. В рамках обучающих мероприятий ученики старших классов образовательных школ побывают в реальных лабораториях научно-исследовательских институтов с целью разработки своей концепции образовательного видеоролика по понравившейся научной тематике. Под руководством опытных преподавателей ученики пройдут путь от формирования идеи до непосредственной съемки и монтажа научно-популярного видеоролика. Все получившиеся в ходе выполнения проекта ролики станут в последствии доступны на свободном видеохостинге (youtube или аналоги).

     

  • Когнитивные технологии: коммуникация и манипуляция

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • Класс

  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • деловая игра
    • дискуссионный клуб
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Мы все живем среди людей, поэтому нам постоянно приходится взаимодействовать как друг с другом, так и оказываться предметом манипуляции со стороны других (знакомых, родителей, учителей). Курс ориентирован на выработку когнитивных навыков и овладение технологиями, ориентированными на то, как сделать коммуникацию выигрышной и как противостоять манипуляции. Чем коммуникация отличается от манипуляции? Когда манипуляция необходима?

     

  • «Комплекс NICA» – Вселенная в Лаборатории

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    2-20 часов

    Краткая аннотация

  • Современная фундаментальная наука достаточно глубоко продвинулась в понимании законов природы, лежащих в основе нашего мира. Одним из блестящих результатов нового тысячелетия стало экспериментальное подтверждение существования бозона Хиггса, кванта скалярного поля, отвечающего за формирование массы фундаментальных «кирпичиков» материи – кварков и лептонов. Однако, механизм формирования и эволюции Вселенной, как и ряд обнаруженных до настоящего времени особенностей окружающего нас мира на сегодняшний день остаются «terra incognita».

    «Комплекс NICA» нацелен на воссоздание и исследование в лаборатории ядерной материи в экстремальных условиях, возникавших в природе на ранних стадиях эволюции Вселенной и в недрах нейтронных звезд.

    В ходе занятий со школьниками будут проведены лекции и лабораторные занятия по программе «Комплекс NICA» с целью популяризацию естественно-научных дисциплин, повышение престижа ученого в глазах молодежи, стимулирование интереса к занятиям наукой.

  • Чудеса селекции бахчевых культур. От ягоды до тыквины!

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • сельскохозяйственные науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    2 часа

    Краткая аннотация

  • В условиях импортозамещения остро встаёт вопрос о качестве и происхождении отечественного продукта. Селекция в этом случае выходит на первый план. Многие любят летом уталить жажду сочным сладким арбузом или насладиться ароматной дыней, но редко кто задумывается (тем более школьники) как создаются сорта или гибриды, или как происходит переопыление и многое другое, чего не проходят в школах. Но самое интересное - это огромное количество селекционных разработок, различающихся по форме, окраске коры, окраски мякоти, сладости, которые они не увидят в повседневной жизни.

     

  • Поверхности скоростей зародышеобразования и перспективы их использования

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • химия и науки о материалах
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • исследовательская лаборатория
    • семинар
    • дискуссионный клуб
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    до 20 часов

    Краткая аннотация

  • В рамках серии обучающих мероприятий предполагается знакомство с авторской идеей полуэмпирических построений поверхностей скорости зародышеобразования над диаграммами равновесия фаз. Эта идея будет базовой для создания в недалеком будущем специализированной базы данных. Использование этой базы данных позволит получать широкий спектр новых материалов (включая наноразмерные) с уникальными характеристиками по фазовому составу, диапазону характерных размеров и даст (уже дает) новые идеи для развития теории зародышеобразования.

  • Космические исследования, современные достижения космической науки и техники для школьников

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • математические науки
  • физические науки
  • нанотехнологии и информационные технологии
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • семинар

    Продолжительность

    2-10 часов

    Краткая аннотация

  • В рамках образовательной программы  проводится активная работа с учащимися 7–11 классов общеобразовательных школ. В работу входит организация и проведение лекций с последующей возможностью в рамках выставки узнать о научных исследованиях у их непосредственных участников и увидеть примеры образцов космической техники, что может стать мощным фактором, пробуждающим у школьников интерес к космическим исследованиям как к будущей профессии, и к научному познанию в целом.

  • Как пошли в ФИЗИКУ школьники

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • дискуссионный клуб

    Продолжительность

    2 часа

    Краткая аннотация

  • В рамках обучающего занятия преподавателем представляется и предлагается для обсуждения мотивационное эссе студентки 4-го курса, (в последствие аспирантки), написанное для школы-конференции «Международная балтийская школа по физике твердого тела и магнетизму» г. Светлогорск, Калининградская обл.

  • Неизвестные Арктика и Сибирь - по следам этнографических экспедиций

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • физиологические науки
  • Класс

  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • дискуссионный клуб
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    10 академических часов

    Краткая аннотация

  • На сегодняшний день ученые-гуманитарии говорят о проблеме оттока населения молодых людей из Северных регионов Российской Федерации. Эта проблема приобретает масштабный характер и прогнозы на будущее крайне сложно сделать, также, как и контролировать потоки молодых мигрантов, стремящихся покинуть Север и Сибирь. Основная часть экономики России основана на ресурсно-добывающей промышленности и сосредоточена в так называемых моно-городах. Получается, что люди рождаются, живут, работают в местах, которые вызывают у них отрицательные эмоции, в силу отсутствия статуса места, но никак не инфраструктуры и различных досуговых и иных возможностей жить полноценно. Проект поможет значительно повысить статус Арктики и Сибири в целом в глазах растущего поколения, и повлияет на миграционные потоки и настроение молодежи через десять лет. Реализация занятий поможет поднять престиж профессии ученого-исследователя, понять многогранность природы и культуры людей, живущих в России, научиться взаимопониманию и толерантному отношению к другим культурам.

  • Я хочу стать геофизиком

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • науки о Земле
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • исследовательская лаборатория
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    От 5 до 10 академических часов

    Краткая аннотация

  • Ключевая идея проекта:

    привлечение учащихся школ к исследованию текущих проблем в области наук о Земле. Планируется освещение современных разработок и технологии в направлении геологии и геофизики. 

    Формат проекта предполагает создание выездной мобильной геолого-геофизической лаборатории, в рамках которой будет проводиться серия обучающих мероприятий с демонстрацией научно-оригинальных экспериментов

    Мероприятия подобного рода не носят массового характера среди школ, а проводятся в университетах в рамках дней открытых дверей.

  • Изготовление ДНК-чипа и проведение анализа по генотипированию вируса гепатита С

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • химия и науки о материалах
  • биологические науки
  • медицинские науки
  • Класс

  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская лаборатория

    Продолжительность

    4 академических часа

    Краткая аннотация

  • В настоящее время системы параллельного анализа нуклеиновых кислот, позволяющие одновременно выявлять различные ДНК-маркеры, являются наиболее перспективными инструментами ДНК диагностики. В данном проекте учащимся предложен к освоению в виде практической исследовательской работы современный способ выявления маркерных последовательностей нуклеиновых кислот, ассоциированных с социально-значимыми заболеваниями, с помощью ДНК-чипов. Кроме того будет проведен мастер-класс по изготовлению биочипа, основанного на УФ-иммобилизации олигонуклеотидных зондов на поверхность плоских капроновых мембран.  На основе подобных биочипов могут быть разработаны тест-системы для диагностики социально-значимых заболеваний в медицинских учреждениях, станциях переливания крови и для научных исследований. В результате проделанной экспериментальной работы учащиеся смогут освоить научный материал в наглядной форме и сами поучаствовать в проведении параллельного анализа ДНК. Представленный вариант выявления нуклеиновых кислот является одним из методов создания экономичных и надежных тест-систем для параллельного анализа ДНК, используемых в ДНК-диагностике по всему миру.

  • Взгляни на СВЕТлый мир!

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • математические науки
  • физические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар

    Продолжительность

    4 академических часа

    Краткая аннотация

  • Проект направлен на краткое «погружение» школьников в научную среду, а также углублённое ознакомление с оптическими явлениями. В рамках мультимедийных лекций доступным языком излагаются наиболее важные оптические явления, описываются технологии. Наглядная демонстрация ряда явлений и свойств света способствует лучшему усвоению материала, вызывает желание экспериментального взаимодействия. Проект затрагивает темы: свет, спектр, распространение света, лазеры, мощность, информационные технологии и оптика.

  • Квест «Территория науки»

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • Наука и техника
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • квест-марафон

    Продолжительность

    3 академических часа

    Краткая аннотация

  • Проект направлен на интенсивное погружение школьников в интеллектуальную среду, которая позволит сформировать и развить научно-исследовательские компетенции. Оригинальность проекта заключается в использовании уникальных игровых разработок, наличии коллективной и индивидуальной творческой деятельности, что обеспечивает доступность фундаментальных научных знаний для обучающихся 7-8 классов. В рамках проекта активно используется технология проблемного обучения: применяется дискуссионный метод, методы проблемного обучения (исследовательский, поисковый, проблемного изучения), метод моделирования, игровой метод, коммуникационный метод, метод коллективной творческой деятельности и т. д.

  • Химия в современном мире

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская лаборатория
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    10 академических часов

    Краткая аннотация

  • В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности Президентом РФ 5.01.2017 был подписан указ о проведении Года экологии. Привлечение к вопросам экологии и развитие экологического мышления у населения невозможно без проведения научно-практических мероприятий.

    Проект «Химия в современном мире» включает лекционные (3) и лабораторные (2) занятия, направленные на популяризацию научных знаний, формирование навыков работы с химическими реактивами и оборудованием, бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов. Рассматриваются вопросы обращения с ртутьсодержащими бытовыми приборами, обращение с отработанными источниками энергии, вреде и пользе бытовой химии, средств гигиены и косметики.

  • Недооцененный потенциал грибов

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    6 академических часов

    Краткая аннотация

  • Биотехнология одно из перспективных направлений современной науки. Однако большинство студентов, поступивших в высшее учебное заведение по данной специализации, не всегда представляют, чем именно они будут заниматься. В связи с этим является актуальной популяризация биотехнологии среди школьников.  Информация, полученная в рамках проекта, может быть использована в качестве основы для развития проектной и исследовательской деятельности школьников, что позволит им ознакомиться со спецификой научной работы биотехнологов.

  • Магнитные бури как индикатор космической погоды

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • науки о Земле
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар

    Продолжительность

    4 академических часа

    Краткая аннотация

  • В предлагаемом проекте будет показано, как магнитные бури дают непрерывную информацию о процессах, происходящих в околоземном пространстве на расстояниях от сотен до десятков и сотен тысяч километров от поверхности Земли. При этом учащиеся могут сами сделать оценки силы токов и их изменений в пространстве и во времени по данным конкретных магнитных обсерваторий.  На поверхности Земли изменчивость вариаций магнитного поля высока и потому важно иметь детальную информацию по сети из многих точек наблюдений. Обобщенная информация используется для глобальных и региональных прогнозов в формате «космической погоды».  В рамках предлагаемого проекта учащиеся получат основы знаний и навык использования сообщений действующих центров космической погоды в институтах Академии наук, например, в ИЗМИРАН. Предлагаемый проект (расширенная лекция и семинар) сыграют роль введения к исследованиям вариаций магнитного поля Земли как информационной основы исследований окружающего космического пространства.

  • Школа по диагностике болезней семян сельскохозяйственных культур

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • сельскохозяйственные науки
  • Класс

  • 8 класс
  • 9 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская лаборатория

    Продолжительность

    8 академических часов

    Краткая аннотация

  • Ребятам будет предоставлена возможность провести анализ семян сельскохозяйственных культур по методике ГОСТ (метод «влажной камеры», метод «влажных рулонов») и самостоятельно оценить их качество. Итогом работы станет мини-исследовательская работа каждого из школьников и дискуссия о проблемах качества семян и их решениях.

  • Круговорот углерода и азота в экосистемах – почему это важно?

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    4 академических часа

    Краткая аннотация

    • Фундаментальная идея: Человек изменил естественные циклы углерода и азота. Необходимо изучать особенности биологического круговорота углерода и азота, чтобы сохранить баланс в экосистемах.
    • Образовательная идея: Ученики сами добывают знания, учатся понимать графики, таблицы, делать заключения и прогнозы. В урок интегрированы знания по биологии, химии, экологии.
    • Оригинальность проекта заключается в приобщении ребенка к передовым научным знаниям, полученным учеными в последние годы, используя при этом простые и доступные методики.
    • Инновационность проекта заключается в том, что дети создают прогноз на будущее – то есть на основании известных данных учатся прогнозировать.
  • «Лаборатория исторических документов»

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • семинар

    Продолжительность

    10 академических часов

    Краткая аннотация

  • Работа в "Лаборатории исторических документов" – это поиск ответа на вопрос: какие выводы можно сделать на основе данного источника, применяя научный подход к истории? Лаборатория помогает донести до школьников те принципы, которые вырабатывались российскими источниковедами на протяжении последних двух веков. Именно эти принципы отличают историческую науку от исторической публицистики. Изюминка Лаборатории – отобранные для изучения документы. Документы как таковые давно используются в школьной учёбе, но лишь как иллюстративный материал. Чтобы использовать документ как исторический источник – сделать на его основе выводы, выходящие за рамки пересказа – требуется, как правило, слишком большой объём данных. В Лаборатории же документы подобраны с тем расчётом, чтобы они были достаточно краткими для работы в классе и достаточно содержательными для формулировки не очевидных выводов. Неотъемлемая составляющая Лаборатории – самостоятельная работа учеников. Методы научной работы, провозглашённые теоретически, редко вызывают вопросы у школьников. Зато попытка применить их на практике вызывает трудности. Вот почему сердцевина каждого занятия – это работа учеников в малых группах, где каждый принимает участие в выработке решения предложенной задачи. Выводы, которые делаются в результате настоящей научной работы, неизбежно узки. Обсуждение в Лаборатории завершается пояснением ведущего, который показывает значение полученного результата для обсуждения важных явлений российской истории.

  • День Экологии в Химической физике

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • химия и науки о материалах
  • биологические науки
  • Класс

  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    до 5 академических часов

    Краткая аннотация

  • Мероприятие “День экологии в Химической физике” направлено не только на популяризацию науки среди школьников старших классов, но и на привлечение школьников к проектной деятельности под руководством молодых ученых ИХФ РАН. Участие школьников в проектной деятельности под руководством ученых является важным составляющим при формировании карьерной траектории школа-вуз-научная организация, которая направлена на решение до сих пор актуальной кадровой проблемы в науке.

    Формат мероприятия включает лекции по междисциплинарным темам, демонстрацию работы научных приборов и разработок, а также викторину для школьников в формате “вопрос-ответ” для закрепления полученных знаний в игровой форме. Данный формат позволит школьникам получить новые знания в разных дисциплинах (химия, физика и биология), навык работы с научными приборами, увидеть и “потрогать плоды” научной деятельности, а также получить памятные подарки за правильные ответы в рамках викторины.

    Тематики лекций охватывают различные дисциплины (химия, физика, биология) и объединены общим направлением – разработка материалов и устройств, позволяющих повысить экологическую и энергетическую эффективность в различных отраслях. Также мероприятие соответствует задачам в рамках проводимого года Экологии в России