биологические науки

Лесные экосистемы – живое украшение Земли Лесные экосистемы – живое украшение Земли

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    2-3 часа

    Краткая аннотация

  • Для развития лесного комплекса Российской Федерации, некогда бывшим одним из ведущих в экономике страны необходимо владеть основами и передовыми научными знаниями о природе леса, его функционировании, рациональном использовании и защите.

    К сожалению, на сегодняшний день профессии связанные с работой в лесу и его изучением не стоят в списке приоритетов выпускников школ, одной из причин этого является низкая информированность жителей, а в особенности детей, о важности этого природного объекта в жизни страны и функционировании биосферы в целом.

    Представленная лекция призвана пробудить интерес слушателей к научному познанию лесу и проблемам экологии.

  • ДНК «Биознайка» ДНК «Биознайка»

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • медицинские науки
  • Класс

  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская лаборатория
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    4 часа

    Краткая аннотация

  • В настоящее время практические занятия по биологии в старших классах программой не предусмотрены, хотя являются основой глубоких знаний и профориентации школьников. Программа предусматривает использование оборудования и реагентов, позволяющих школьникам выполнять лабораторные работы методами молекулярной биологии и генной инженерии, согласующиеся со стандартной программой обучения. Детский Научный Комплекс «Биознайка» воспроизводит работу в научно-исследовательской лаборатории, а не имитируют ее.

  • Селекция и семеноводство на примере картофеля Селекция и семеноводство на примере картофеля

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • сельскохозяйственные науки
  • Класс

  • 7 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • семинар
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа «Селекция и семеноводство основных отечественных сельскохозяйственных культур на примере картофеля» направлен на приобщение школьников к решению важных научно-практических задач в области агробиотехнологий. В данной программе главной целью является знакомство школьников с проблемами селекции и семеноводства картофеля в сельском хозяйстве Российской Федерации и создание базы для формирования у школьников активной гражданской позиции - необходимости работы каждого для благосостояния Родины.  Данный проект является неотъемлемой частью Федеральной программы «Картофелеводство», целью которой является полное замещение импорта семенного картофеля к 2020г. Школьники вырастут вместе с выращенными ими новыми отечественными сортами картофеля и, возможно, выберут сельскохозяйственную науку в качестве своей будущей профессии, на практике постигнут основы научно-исследовательской работы, популяризируют науку и отечественные научные достижения среди населения России (друзья, родители, бабушки и дедушки). Научные сотрудники и преподаватели будут курировать весь процесс выращивания картофеля и получения посевного материала, проводить различные мастер-классы, лекции, семинары, дегустации и конференции с участием школьников и поощрением среди них лучших научно-исследовательских работ.

  • Учимся определять качество воды по физиологическим ритмам моллюсков Учимся определять  качество воды по  физиологическим ритмам моллюсков

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • мастер-класс
    • исследовательская лаборатория

    Продолжительность

    2 - 10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа направлена на популяризацию биологических методов  контроля качества воды рек и озер.

    Использование биосенсоров для контроля качества среды обитания является новым, быстро развивающимся направлением, имеющим широкое  практическое применение.

    В качестве биосенсоров могут используются  раки, различные виды рыб, но для лабораторных работ со школьниками удобнее всего двустворчатые моллюски. В основном сейчас для контроля пресноводных экосистем используются перловицы и беззубки, а для морских - мидии и устрицы. Но кроме этих видов существуют еще тысячи других видов, чувствительность которых еще не изучалась. Это широкое поле для проведения научных исследований, поиска  наиболее чувствительных биосенсоров,  в которых могут и должны принять участие школьники. 

    Основными  направлениями  исследований школьников могут быть  изучение динамики сердечной деятельности,  ритма открытия-закрытия раковины различных видов моллюсков в норме, при обитании в чистой среде в течение длительного времени. В результате таких исследований для каждого  моллюска можно составить "поведенческий паспорт" для передачи  моллюсков для работы в промышленных установках.

    В качестве "тестового"  вещества, на котором можно продемонстрировать реакцию моллюска на изменение химического состава воды,  можно использовать слабый раствор поваренной соли, который не принесет вреда ни животным, ни ученикам.

  • Что вы знаете о рыбах?

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • исследовательская лаборатория
    • квест-марафон
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    7 - 14 часов

    Краткая аннотация

  • Структура программы (лекции, исследовательской лаборатории, реального хозяйства) охватывает всю цепь научно-практической деятельности – от постановки фундаментальных задач до практического применения результатов научной работы. Предполагается проведение лекций по ихтиологии, рыбным биологическим моделям, знакомство с работой на хозяйстве по разведению рыбы и научным оборудованием последних поколений в области химического анализа и биотестирования.

  • Как надо создавать новую науку: на примере роли В. В. Докучаева в почвоведении

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • сельскохозяйственные науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • семинар

    Продолжительность

    3 часа

    Краткая аннотация

  • Обобщающий материал по истории и методологии науки. Рассматривает анализ и синтез научных знаний, создание новых методов и направлений в науке. Организацию и институционализацию науки, международное признание новой науки. Охватывает сразу несколько направлений:

    • Науки о Земле – освещает вопросы почвоведения, географии, геологии и истории науки. Геологический и географические факторы почвообразования.
    • Сельскохозяйственные науки – значение почв для агрономии, рациональное использование природных ресурсов, история сельского хозяйства.
    • Глобальные проблемы и международные отношения – глобальное распределение и значение почв, международное признание новой науки и сотрудничество.
    • Химия – химическое образование, химические анализы, минеральные удобрения.
    • Биологические науки – биологическая роль и значение почв, концентрация биоразнообразия в почвах. Биологический фактор почвообразования.
  • Медико-биологическая конференция лицейских классов

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • медицинские науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская лаборатория
    • дискуссионный клуб

    Продолжительность

    2-20 часов

    Краткая аннотация

  • Конференция медико-биологических кассов направлена на развитие творческих способностей школьников путем стимуляции их к занятиям научной деятельностью. Формируется преемственность между средним общим и высшим профессиональным образованием, что способствует успешной социальной адаптации выпускников школы.

  • Изготовление ДНК-чипа и проведение анализа по генотипированию вируса гепатита С

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • химия и науки о материалах
  • биологические науки
  • медицинские науки
  • Класс

  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская лаборатория

    Продолжительность

    4 академических часа

    Краткая аннотация

  • В настоящее время системы параллельного анализа нуклеиновых кислот, позволяющие одновременно выявлять различные ДНК-маркеры, являются наиболее перспективными инструментами ДНК диагностики. В данном проекте учащимся предложен к освоению в виде практической исследовательской работы современный способ выявления маркерных последовательностей нуклеиновых кислот, ассоциированных с социально-значимыми заболеваниями, с помощью ДНК-чипов. Кроме того будет проведен мастер-класс по изготовлению биочипа, основанного на УФ-иммобилизации олигонуклеотидных зондов на поверхность плоских капроновых мембран.  На основе подобных биочипов могут быть разработаны тест-системы для диагностики социально-значимых заболеваний в медицинских учреждениях, станциях переливания крови и для научных исследований. В результате проделанной экспериментальной работы учащиеся смогут освоить научный материал в наглядной форме и сами поучаствовать в проведении параллельного анализа ДНК. Представленный вариант выявления нуклеиновых кислот является одним из методов создания экономичных и надежных тест-систем для параллельного анализа ДНК, используемых в ДНК-диагностике по всему миру.

  • Химия в современном мире

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская лаборатория
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    10 академических часов

    Краткая аннотация

  • В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности Президентом РФ 5.01.2017 был подписан указ о проведении Года экологии. Привлечение к вопросам экологии и развитие экологического мышления у населения невозможно без проведения научно-практических мероприятий.

    Проект «Химия в современном мире» включает лекционные (3) и лабораторные (2) занятия, направленные на популяризацию научных знаний, формирование навыков работы с химическими реактивами и оборудованием, бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов. Рассматриваются вопросы обращения с ртутьсодержащими бытовыми приборами, обращение с отработанными источниками энергии, вреде и пользе бытовой химии, средств гигиены и косметики.

  • Недооцененный потенциал грибов

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    6 академических часов

    Краткая аннотация

  • Биотехнология одно из перспективных направлений современной науки. Однако большинство студентов, поступивших в высшее учебное заведение по данной специализации, не всегда представляют, чем именно они будут заниматься. В связи с этим является актуальной популяризация биотехнологии среди школьников.  Информация, полученная в рамках проекта, может быть использована в качестве основы для развития проектной и исследовательской деятельности школьников, что позволит им ознакомиться со спецификой научной работы биотехнологов.

  • Круговорот углерода и азота в экосистемах – почему это важно?

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    4 академических часа

    Краткая аннотация

    • Фундаментальная идея: Человек изменил естественные циклы углерода и азота. Необходимо изучать особенности биологического круговорота углерода и азота, чтобы сохранить баланс в экосистемах.
    • Образовательная идея: Ученики сами добывают знания, учатся понимать графики, таблицы, делать заключения и прогнозы. В урок интегрированы знания по биологии, химии, экологии.
    • Оригинальность проекта заключается в приобщении ребенка к передовым научным знаниям, полученным учеными в последние годы, используя при этом простые и доступные методики.
    • Инновационность проекта заключается в том, что дети создают прогноз на будущее – то есть на основании известных данных учатся прогнозировать.
  • День Экологии в Химической физике

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • химия и науки о материалах
  • биологические науки
  • Класс

  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    до 5 академических часов

    Краткая аннотация

  • Мероприятие “День экологии в Химической физике” направлено не только на популяризацию науки среди школьников старших классов, но и на привлечение школьников к проектной деятельности под руководством молодых ученых ИХФ РАН. Участие школьников в проектной деятельности под руководством ученых является важным составляющим при формировании карьерной траектории школа-вуз-научная организация, которая направлена на решение до сих пор актуальной кадровой проблемы в науке.

    Формат мероприятия включает лекции по междисциплинарным темам, демонстрацию работы научных приборов и разработок, а также викторину для школьников в формате “вопрос-ответ” для закрепления полученных знаний в игровой форме. Данный формат позволит школьникам получить новые знания в разных дисциплинах (химия, физика и биология), навык работы с научными приборами, увидеть и “потрогать плоды” научной деятельности, а также получить памятные подарки за правильные ответы в рамках викторины.

    Тематики лекций охватывают различные дисциплины (химия, физика, биология) и объединены общим направлением – разработка материалов и устройств, позволяющих повысить экологическую и энергетическую эффективность в различных отраслях. Также мероприятие соответствует задачам в рамках проводимого года Экологии в России

  • ИЗУЧЕНИЕ РАЗНЫХ ТИПОВ АДАПТАЦИЙ РЯДА ВИДОВ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ И ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ К РАЗЛИЧНЫМ УСЛОВИЯМ ОБИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ НАУЧНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 9 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская работа

    Продолжительность

    2 академических часа

    Краткая аннотация

  • Предлагаемый проект направлен на закрепление у обучающихся полученных на уроках теоретических знаний по адаптациям организмов к условиям среды путем демонстрации наглядного коллекционного материала Музея в рамках изучаемой темы; на формирование у учащихся новых знаний, умений и навыков по изучаемой теме путем совместной практической работы с коллекциями, вовлечения учащихся в коллективные исследования, обсуждения полученных в ходе исследования результатов. Особенность проекта заключается в том, что предлагаемая научно-образовательная экскурсия разработана не в виде лекции с пассивным участием слушателей, а в виде диалога, предусматривает активную самостоятельную научную поисковую деятельность учащихся в ходе решения поставленных перед ними задач, и предполагает наличие интеллектуальных заданий для школьников. Инновационность проекта заключается в возможности научной работы учащихся с имеющимися в научном фонде Музея современными коллекционными экземплярами, собранными в различных экосистемах от тропических до арктических регионов, ряд образцов отобран впервые с труднодоступных и удаленных от поселений человека мест, некоторые экземпляры открыты и описаны для науки впервые.

    В 2015 году Российский музей центров биологического разнообразия зарегистрирован в качестве уникальной научной установки в рамках проекта «Современная исследовательская инфраструктура Российской Федерации» (http://www.ckp-rf.ru/usu/352654/).

    Музей включает два сектора: 1) Палеарктическая фауна; 2) Фауна центров мирового биоразнообразия; и специализируется на сборе, хранении и обработке коллекций (более 150 тыс. единиц), представленных образцами из «горячих точек» биоразнообразия, в том числе: (1) Арктика и Дальний Восток России; (2) Индо-Бирманский регион; (3) Крым и Кавказ; (4) горы Центральной Азии; (5) Средиземноморье; (6) острова Индийского океана. Многие коллекции уникальны и не имеют аналогов в мире.