историко-филологические науки

Занимательная египтология для школьников Занимательная египтология для школьников

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • Форма проведения

    • мастер-класс

    Продолжительность

    2 часа

    Краткая аннотация

  • Программа направлена на знакомство учащихся с основными методами научных исследований, расширение их знаний об истории, в частности древнего Египта, археологии как науке и вспомогательной исторической дисциплине. В нем рассматриваются основные методы и понятия, используемые археологами и египтологами при изучении древнеегипетских памятников на территории современного Египта. Он делится на три этапа: ознакомительную лекцию, археологические раскопки модели погребения древнего египтянина и проверку полученных знаний. При подготовке лекции и практической части проекта были применены материалы, полученные Центром египтологических исследований РАН в ходе археологических исследований, многие из которых введены в научный оборот впервые, и использован опыт его сотрудников, полученный в результате участия в полевых исследованиях в Египте. В ходе практической части школьники будут использовать методику, применяемую учеными во время археологических раскопок, проводить фиксацию информации, полученной в результате исследований, и делать научные выводы.

  • Истоки русской классики Истоки русской классики

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • семинар
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа направлена на погружение в мир русской классики с использованием метода ролевой игры. Ролевая игра – это интерактивный метод, позволяющий обучаться на собственном опыте в специально смоделированной ситуации. Участникам предстоит «примерить» на себя персонажей, литературных и исторических, описанных в произведении и теоретически возможных, оказаться на некоторое время на их месте, попробовать действовать и рассуждать, как они. Это не инсценировка; событие, объединяющее всех игроков, будет задаваться литературным произведением и его историческим фоном, но вовсе необязательно повторять какой-либо конкретный эпизод из художественного текста. Чтобы с полной достоверностью вжиться в образ, участникам придется самим поразмыслить над характером персонажа, его образом мыслей, логикой поступков, социальными рамками и так далее.

  • Знаю. Люблю. Знаю. Люблю.

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • деловая игра
    • семинар
    • дискуссионный клуб
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа включает серию мероприятий о достижениях отечественной науки в разных областях. Программа может проводиться в школах и др. детских учреждениях, на семейных фестивалях, конференциях, открытых площадках и др. Все мероприятия программы разработаны на принципах метапредметности. На каждом занятии используются научные методы и технологии нескольких дисциплин и областей знаний (география+история, геология+технология и тд.).

  • Путем Петра Первого

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар
    • дискуссионный клуб
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Музейная группа Архива Российской академии наук представляет образовательную программу «Путем Петра Первого», которая ставит своей главной целью научить учащихся 7-8 классов изучать окружающий мир, используя научный инструментарий, современные информационные технологии и акварели XVII века, хранящиеся в Архиве РАН.  Программа, опираясь на научный потенциал ценных архивных документов, хранящихся в АРАН (акварели Марии Сибиллы Мериан), которые были привезены в Россию Петром I в качестве методических пособий для Санкт-Петербургской Академии наук.

    Программа позволит выйти за рамки академической среды и установить прямой диалог с молодым поколением, что является особенно актуальным сегодня, когда авторитет профессии ученого среди подрастающего поколения невысок.

    Предлагает новую интерактивную форму музейной коммуникации с научно-музейным наследием, основанную на таком способе постижения реальности как «со-переживание и «пере-открытие», что ведет к обретению детьми нового интеллектуального и духовного опыта. 

  • Прорыв. Наука ХХ века

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • семинар
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа направлена на развитие у школьников 7-8 классов глубокого, сознательного интереса к истории науки в целом, конкретным ее достижениям, а также к исследованию конкретных судеб отечественных ученых. В основе программы лекции, включающие как тематические хроникально-документальные киносюжеты, так и интерактивный элемент – знакомство с конкретными подлинными документами ученых из фондов Архива РАН. Лекции будут охватывать весь период развития науки с конца 19 по конец 20 века, с акцентом на судьбы и достижения выдающихся отечественных ученых, две ключевые темы в развитии науки страны – Космическая программа и Атомный проект, а также историю науки в самый драматический период в истории отечества – во время Великой Отечественной войны.

  • «Лаборатория исторических документов»

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • семинар

    Продолжительность

    10 академических часов

    Краткая аннотация

  • Работа в "Лаборатории исторических документов" – это поиск ответа на вопрос: какие выводы можно сделать на основе данного источника, применяя научный подход к истории? Лаборатория помогает донести до школьников те принципы, которые вырабатывались российскими источниковедами на протяжении последних двух веков. Именно эти принципы отличают историческую науку от исторической публицистики. Изюминка Лаборатории – отобранные для изучения документы. Документы как таковые давно используются в школьной учёбе, но лишь как иллюстративный материал. Чтобы использовать документ как исторический источник – сделать на его основе выводы, выходящие за рамки пересказа – требуется, как правило, слишком большой объём данных. В Лаборатории же документы подобраны с тем расчётом, чтобы они были достаточно краткими для работы в классе и достаточно содержательными для формулировки не очевидных выводов. Неотъемлемая составляющая Лаборатории – самостоятельная работа учеников. Методы научной работы, провозглашённые теоретически, редко вызывают вопросы у школьников. Зато попытка применить их на практике вызывает трудности. Вот почему сердцевина каждого занятия – это работа учеников в малых группах, где каждый принимает участие в выработке решения предложенной задачи. Выводы, которые делаются в результате настоящей научной работы, неизбежно узки. Обсуждение в Лаборатории завершается пояснением ведущего, который показывает значение полученного результата для обсуждения важных явлений российской истории.

  • Городской межшкольный исторический марафон «По страницам российской истории»

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 10 класс
  • Форма проведения

    • симуляционная игра

    Продолжительность

    9 академических часов

    Краткая аннотация

  • Уникальность мероприятия заключается в том, что высококачественный исторический материал олимпиадного уровня представляется учащимся в интерактивной игровой форме. Задания исторического марафона охватывают проблемное поле политической и социально-экономической истории России, истории отечественной культуры, литературы и международных отношений, а также истории науки и техники.

    Помимо актуализации исторических знаний, задания марафона стимулируют творческие задатки школьников, гибкость мышления, способность к изменению угла зрения для решения нестандартных задач. Коллективный характер участия в игре призван выявить лидерские качества учащихся, при одновременном развитии навыков работы в мини-группах, чувства ответственности перед коллективом.

    Несомненным достоинством мероприятия является возможность привлечения значительного количества участников (т.к. количество школ-участниц не ограничено) при одновременной «нескучной» форме его проведения.