общественные науки

Занимательная египтология для школьников Занимательная египтология для школьников

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • Форма проведения

    • мастер-класс

    Продолжительность

    2 часа

    Краткая аннотация

  • Программа направлена на знакомство учащихся с основными методами научных исследований, расширение их знаний об истории, в частности древнего Египта, археологии как науке и вспомогательной исторической дисциплине. В нем рассматриваются основные методы и понятия, используемые археологами и египтологами при изучении древнеегипетских памятников на территории современного Египта. Он делится на три этапа: ознакомительную лекцию, археологические раскопки модели погребения древнего египтянина и проверку полученных знаний. При подготовке лекции и практической части проекта были применены материалы, полученные Центром египтологических исследований РАН в ходе археологических исследований, многие из которых введены в научный оборот впервые, и использован опыт его сотрудников, полученный в результате участия в полевых исследованиях в Египте. В ходе практической части школьники будут использовать методику, применяемую учеными во время археологических раскопок, проводить фиксацию информации, полученной в результате исследований, и делать научные выводы.

  • Школа финансовой грамотности Школа финансовой грамотности

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • экономика
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • дискуссионный клуб
    • симуляционная игра
    • квест-марафон

    Продолжительность

    5 часов

    Краткая аннотация

  • Современные школьники начинают самостоятельную жизнь в более сложных и разнообразных финансовых условиях, чем поколения их родителей, соответственно то, насколько они подготовлены к принятию взвешенных и грамотных финансовых решений, особенно значимо.

    Программа ориентирована на развитие интеллектуального потенциала обучающихся при помощи повышения финансовой грамотности подрастающего поколения через формирование базовых знаний, умений и навыков мира финансов. Мероприятия программы направлены на воспитание школьников как будущих полноправных участников общественной жизни, способных рационально планировать семейный бюджет, обеспечить себя и свою семью, быть менее уязвимыми во время кризисов и защищенными от обмана со стороны мошенников, инвестировать в свое будущее и будущее своих детей, развивать и реализовать свой творческий потенциал и проявлять себя достойным гражданином общества.

    Оригинальность программы состоит в интенсивном погружении школьников в изучаемую тему за счет использования дискуссионной и игровой форм работы, в доступности и ясности изложения достаточно сложного для среднего звена обучающихся материала, а также в повышении интереса школьников к участию в активной поисково-исследовательской деятельности.

    В рамках программы используется технология проблемного обучения, а также комплексно применяются следующие методы обучения: поисковый метод, проектный метод, метод моделирования, иллюстративно-объяснительный метод, информационный метод, игровой метод, коммуникационно-дискуссионный метод, метод коллективной творческой деятельности.

  • Знаю. Люблю. Знаю. Люблю.

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • деловая игра
    • семинар
    • дискуссионный клуб
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа включает серию мероприятий о достижениях отечественной науки в разных областях. Программа может проводиться в школах и др. детских учреждениях, на семейных фестивалях, конференциях, открытых площадках и др. Все мероприятия программы разработаны на принципах метапредметности. На каждом занятии используются научные методы и технологии нескольких дисциплин и областей знаний (география+история, геология+технология и тд.).

  • Путем Петра Первого

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар
    • дискуссионный клуб
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Музейная группа Архива Российской академии наук представляет образовательную программу «Путем Петра Первого», которая ставит своей главной целью научить учащихся 7-8 классов изучать окружающий мир, используя научный инструментарий, современные информационные технологии и акварели XVII века, хранящиеся в Архиве РАН.  Программа, опираясь на научный потенциал ценных архивных документов, хранящихся в АРАН (акварели Марии Сибиллы Мериан), которые были привезены в Россию Петром I в качестве методических пособий для Санкт-Петербургской Академии наук.

    Программа позволит выйти за рамки академической среды и установить прямой диалог с молодым поколением, что является особенно актуальным сегодня, когда авторитет профессии ученого среди подрастающего поколения невысок.

    Предлагает новую интерактивную форму музейной коммуникации с научно-музейным наследием, основанную на таком способе постижения реальности как «со-переживание и «пере-открытие», что ведет к обретению детьми нового интеллектуального и духовного опыта. 

  • Прорыв. Наука ХХ века

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • семинар
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа направлена на развитие у школьников 7-8 классов глубокого, сознательного интереса к истории науки в целом, конкретным ее достижениям, а также к исследованию конкретных судеб отечественных ученых. В основе программы лекции, включающие как тематические хроникально-документальные киносюжеты, так и интерактивный элемент – знакомство с конкретными подлинными документами ученых из фондов Архива РАН. Лекции будут охватывать весь период развития науки с конца 19 по конец 20 века, с акцентом на судьбы и достижения выдающихся отечественных ученых, две ключевые темы в развитии науки страны – Космическая программа и Атомный проект, а также историю науки в самый драматический период в истории отечества – во время Великой Отечественной войны.

  • Деловая игра «Поток»

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • экономика
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • деловая игра
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    4 часа

    Краткая аннотация

  • Школьникам дается понятие экономической эффективности – состояния, которое может быть достигнуто участниками предстоящей игры при выборе всеми ими оптимальной стратегии.

    По окончании игры преподаватель объясняет, какая стратегия является оптимальной для всех игроков (речь идет о решении математической задачи), и почему она приводит к состоянию экономической эффективности.

    Проводится разбор игры, когда оцениваются как близость выбранной игроками стратегии к оптимальной, так и умение вести переговоры и находить компромиссы.

  • Нумизматические классы для детей

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс

    Продолжительность

    6 часов

    Краткая аннотация

  • В настоящее время интересами современных детей стали компьютерные игры, несистемные просмотры развлекательных передач и общение в социальных сетях. К сожалению, интерес к коллекционированию, столь популярному в прошлом, не находит отражения в повседневной жизни современных детей и родителей. Увлечение нумизматикой – это возможность расширить свой кругозор, получить и углубить знания в области истории, географии, искусстве и других науках.

    Программа занятий будет интересна и для родителей, т.к. увлечение хобби в детском возрасте будет способствовать не только интеллектуальному развитию ребенка, но и убережет его от пустых и иногда опасных увлечений в подростковом возрасте.

    Программа направлена на расширение кругозора подрастающего поколения в области нумизматики. Развитие интереса у детей к коллекционированию, истории и искусству. Программа включает в себя серию образовательных мастер-классов, лекций и практических занятий детей среднего школьного возраста.

  • Когнитивные технологии: коммуникация и манипуляция

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • Класс

  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • деловая игра
    • дискуссионный клуб
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Мы все живем среди людей, поэтому нам постоянно приходится взаимодействовать как друг с другом, так и оказываться предметом манипуляции со стороны других (знакомых, родителей, учителей). Курс ориентирован на выработку когнитивных навыков и овладение технологиями, ориентированными на то, как сделать коммуникацию выигрышной и как противостоять манипуляции. Чем коммуникация отличается от манипуляции? Когда манипуляция необходима?

     

  • Неизвестные Арктика и Сибирь - по следам этнографических экспедиций

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • физиологические науки
  • Класс

  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • дискуссионный клуб
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    10 академических часов

    Краткая аннотация

  • На сегодняшний день ученые-гуманитарии говорят о проблеме оттока населения молодых людей из Северных регионов Российской Федерации. Эта проблема приобретает масштабный характер и прогнозы на будущее крайне сложно сделать, также, как и контролировать потоки молодых мигрантов, стремящихся покинуть Север и Сибирь. Основная часть экономики России основана на ресурсно-добывающей промышленности и сосредоточена в так называемых моно-городах. Получается, что люди рождаются, живут, работают в местах, которые вызывают у них отрицательные эмоции, в силу отсутствия статуса места, но никак не инфраструктуры и различных досуговых и иных возможностей жить полноценно. Проект поможет значительно повысить статус Арктики и Сибири в целом в глазах растущего поколения, и повлияет на миграционные потоки и настроение молодежи через десять лет. Реализация занятий поможет поднять престиж профессии ученого-исследователя, понять многогранность природы и культуры людей, живущих в России, научиться взаимопониманию и толерантному отношению к другим культурам.

  • Школа юного социолога

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • социология
  • Класс

  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • деловая игра
    • семинар
    • исследовательская работа

    Продолжительность

    10 академических часов

    Краткая аннотация

    • Фундаментальная идея: Человек изменил естественные циклы углерода и азота. Необходимо изучать особенности биологического круговорота углерода и азота, чтобы сохранить баланс в экосистемах.
    • Образовательная идея: Ученики сами добывают знания, учатся понимать графики, таблицы, делать заключения и прогнозы. В урок интегрированы знания по биологии, химии, экологии.
    • Оригинальность проекта заключается в приобщении ребенка к передовым научным знаниям, полученным учеными в последние годы, используя при этом простые и доступные методики.
    • Инновационность проекта заключается в том, что дети создают прогноз на будущее – то есть на основании известных данных учатся прогнозировать.
  • От игры в «Дочки-матери» до агент-ориентированного моделирования демографических процессов

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • математические науки
  • нанотехнологии и информационные технологии
  • общественные науки
  • демография
  • имитационное моделирование
  • Класс

  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар

    Продолжительность

    4 академических часа

    Краткая аннотация

  • В последнее время агент-ориентированное моделирование становится все более популярным методом исследования социально-экономических процессов, которому предсказывают большое будущее. Агент-ориентированные модели являются наиболее приближенными к реальности и, несмотря на сложность их реализации, будут интуитивно понятны даже школьникам. Предлагаемый проект направлен на формирование интереса к агент-ориентированному моделированию как к перспективному методу познания реальности, а также популяризацию научных достижений в области моделирования социально-экономических процессов.

    Реализация проекта подразумевает проведение обучающего мероприятия, в ходе которого освещаются теоретические и практические аспекты агент-ориентированного моделирования на примере моделирования демографических процессов. Отсылка на имеющийся жизненный опыт (детская игра «Дочки-матери») позволит упростить понимание абстрактных, мысленных образов будущей модели. Наглядная демонстрация примеров уже разработанных моделей в системе имитационного моделирования AnyLogic призвана показать возможности метода. А также красочность и динамичность получаемых моделей. В ходе мероприятия создается интеллектуальная среда, в которой происходит процесс вовлечения школьников в научно-исследовательскую деятельность.

    Приобретаемый школьниками опыт рассмотрения реальных процессов как результата взаимодействия большого числа автономных агентов развивает навыки анализа и декомпозиции систем, а также умения абстрагироваться и вычленять главное – важнейшие компетенции будущего ученого.