11 класс

Основы пространственной симметрии и кристаллографии Основы пространственной симметрии и кристаллографии

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • математические науки
  • физические науки
  • химия и науки о материалах
  • Класс

  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Одной из бурно развивающихся областей современных науки и технологии является моделирование и создание новых функциональных материалов с широким набором заданных свойств. Для этой деятельности наиболее эффективным является междисциплинарный подход, сочетающий в себе совместное использование достижений вычислительной математики, физики, химии и биологии. Однако данный подход предъявляет высокие требования к качеству и разнообразию базовых и специальных знаний исследователей и разработчиков. К сожалению, в процессе изучения курсов математики, физики и химии даже в специализированных школах естественнонаучного профиля довольно сложно сформировать у учащихся устойчивые и разнообразные междисциплинарные связи, в том числе в области представлений о строении и свойствах веществ и материалов. Предлагаемый проект позволит существенно помочь в этом процессе и повысить интерес учащихся к точным и естественнонаучным предметам. Результаты выполнения проекта могут быть использованы в качестве основы для развития проектной и исследовательской деятельности школьников.

    В рамках проекта в ходе лекций и практических занятий предлагается представить кристаллографию, как современную междисциплинарную науку, зародившуюся ещё в античности и активно развивающуюся до настоящего времени. В ходе проведения мероприятий проекта учащиеся 10-11 классов должны закрепить и расширить свои знания и навыки по планиметрии и стереометрии, познакомиться с разнообразием кристаллических структур, современными физическими методами исследования вещества и перспективными функциональными материалами.

  • Биодеградируемые полимерные материалы: их применение, свойства и деструкция Биодеградируемые полимерные материалы: их применение, свойства и деструкция

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • химия и науки о материалах
  • Класс

  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • исследовательская лаборатория
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    до 20 часов

    Краткая аннотация

  • Направление программы обучающих мероприятий учитывает экологический аспект: изучение влияния факторов окружающей среды таких, как вода и ультрафиолет, на свойства биодеградируемых полимеров с помощью наглядных и доступных для понимания школьников экспериментов. Проводится сравнение с синтетическими полимерами.  А также изучается применение полимерного волокна в качестве материала для проращивания семян пшеницы, что значительно расширяет межпредметную связь и повышает интерес к химии, физики и биологии.

     

  • Наша удивительная планета Наша удивительная планета

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • науки о Земле
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    1 час

    Краткая аннотация

  • Основным недостатком тематических картографических изданий, выпущенных в форме традиционных бумажных карт, атласов и учебников, является их малая визуализация и ограниченные возможности в представлении динамических явлений. Для повышения эффективности восприятия картографического материала применяются современные технологий, такие как геоинформационная система (ГИС). Два таких устройства находятся в Геофизическом центре РАН и используется для реализации различных научных задач, а также в качестве эффективного инструмента образовательной деятельности в рамках проведения данного обучающего мероприятия.

     

  • Волны де-Бройля и теория электронных свойств веществ Волны де-Бройля и теория электронных свойств веществ

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    3–4 часа

    Краткая аннотация

  • Программа обучающих мероприятий предполагает проведение лекций, излагающих введение в квантовую физику и теорию электронных свойств твердых тел. Материал лекций построен на основе школьного курса физики и не требует предварительных специальных знаний. Лекция начинается с популярного изложения и систематизации общих свойств волн, явления интерференции и дифракции. Затем излагаются основы волновых свойств частиц (электронов) по аналогии с обычными волнами, и теория атома Бора, основанная на понятии волны де-Бройля. В дальнейшем изложенный материал используется для краткого объяснения теории электронной структуры твердых тел, классификации материалов на проводники, диэлектрики и полупроводники, а также описания свойств таких новых необычных материалов, как графен.

     

  • Атомные частицы и радиоактивность - своими глазами Атомные частицы и радиоактивность - своими глазами

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    до 17 часов

    Краткая аннотация

  • Почти все физические явления, изучаемые в школе, имеют прямое наблюдение в опытах, проводимых на глазах школьников и ядерные явления одно из немногих исключений.

    В рамках программы обучающих мероприятий осуществляется демонстрация ядерных процессов на глазах учащихся в реальном времени с помощью современного детектора излучения – Медипикс.

    Школьники  своими глазами могут увидеть как выглядят космические мезоны, их распад, гамма кванты и бета частицы.

    После вступительных лекций проводятся лабораторные работы, с использованием детекторов, поясняющие, что такое естественный радиационный фон и от каких частиц он зависит, рассматривается применение детекторов в радиационной медицине – PET   и  SPECT томографы, экологии и контроле за радиоактивными объектами.

     

  • Научный метод

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    2 часа

    Краткая аннотация

  • Подавляющее большинство предметов, изучаемых в школе, основаны на такой форме познания как наука. При этом в школьном курсе не предполагается изучение структуры науки, ее особенностей как формы познания. В рамках данной лекции предполагается рассказать учащимся о том, что такое наука на примере физики. Например, во многих учебниках школьного курса физика не дается ясного представления о том, что такое теория, закон или принцип, не говорится о том, что общего и чем различаются эти понятия, хотя они встречаются на протяжении всего школьного курса. В лекции будут освящены такие подтемы, как различие реальности и модельного описания устройства мира, как уже говорилось выше будут рассмотрены такие понятия как "закон", "теория" и "принцип", основные виды научных экспериментов, различные типы погрешностей, а также ряд друг вопросов.

  • Международный чемпионат «Сферы» по программированию роботизированных устройств

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • нанотехнологии и информационные технологии
  • энергетика, машиностроение, механика и процессы управления
  • Класс

  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • мастер-класс
    • исследовательская лаборатория
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    до 20 часов

    Краткая аннотация

  • Zero Robotics (Сферы) — это соревнование по программированию роботов, где роботы представляют собой сферы (SPHERES — Synchronized Position Hold Engage and Reorient Experimental Satellites — экспериментальные роботизированные устройства, способные к ориентации и занятию ранее определенных синхронизованных координатных позиций, работающие внутри Международной космической станции (МКС). Соревнования проходят онлайн. Задача команд — создать программу для Сфер в рамках ежегодного задания (каждый год создается новое задание). После нескольких фаз виртуальных туров в специальной среде, созданной специально для Сфер (следует отметить, что среда полностью воспроизводит реальную среду для Сфер), финалисты заканчивают соревнования реальными состязаниями, которые проводятся на борту МКС. Космонавты и астронавты проводят соревнования в условиях микрогравитации. Состязания сопровождаются видеотрансляцией.

  • Электрические рыбы и базовые идеи

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар
    • дискуссионный клуб

    Продолжительность

    до 12 часов

    Краткая аннотация

  • Одной из негативных особенностей естественнонаучного образования в России является то, что ни школы, ни ВУЗы не приучают к чтению научной классики, знанию истории науки, прослеживанию эволюции базовых идей, их взаимному влиянию и динамике.

    Большинство школьников читали Пушкина, Толстого, Маяковского, Достоевского и множество других авторов, причем интерес к чтению литературы сохраняется и после школы. Между тем даже среди профессиональных специалистов чтение исходных книг классиков науки скорее исключение, чем правило. Опыт общения с физиками показывает, что на вопросы читали ли они Ньютона, Фарадея, Максвелла, самый распространенный ответ «А зачем?».

    Предлагается цикл лекций и семинар-дискуссия, чтобы попытаться ответить на этот вопрос:  «А зачем?»

  • Обучение управлением группой мобильных роботов УМКИ

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • нанотехнологии и информационные технологии
  • энергетика, машиностроение, механика и процессы управления
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • семинар

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Цифровая Лаборатория робототехники УМКИ – это программа и учебно-методический комплект, позволяющий реализовать разнообразие организационных форм и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

  • Медико-биологическая конференция лицейских классов

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • медицинские науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская лаборатория
    • дискуссионный клуб

    Продолжительность

    2-20 часов

    Краткая аннотация

  • Конференция медико-биологических кассов направлена на развитие творческих способностей школьников путем стимуляции их к занятиям научной деятельностью. Формируется преемственность между средним общим и высшим профессиональным образованием, что способствует успешной социальной адаптации выпускников школы.

  • Когнитивные технологии: коммуникация и манипуляция

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • Класс

  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • деловая игра
    • дискуссионный клуб
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Мы все живем среди людей, поэтому нам постоянно приходится взаимодействовать как друг с другом, так и оказываться предметом манипуляции со стороны других (знакомых, родителей, учителей). Курс ориентирован на выработку когнитивных навыков и овладение технологиями, ориентированными на то, как сделать коммуникацию выигрышной и как противостоять манипуляции. Чем коммуникация отличается от манипуляции? Когда манипуляция необходима?

     

  • «Комплекс NICA» – Вселенная в Лаборатории

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    2-20 часов

    Краткая аннотация

  • Современная фундаментальная наука достаточно глубоко продвинулась в понимании законов природы, лежащих в основе нашего мира. Одним из блестящих результатов нового тысячелетия стало экспериментальное подтверждение существования бозона Хиггса, кванта скалярного поля, отвечающего за формирование массы фундаментальных «кирпичиков» материи – кварков и лептонов. Однако, механизм формирования и эволюции Вселенной, как и ряд обнаруженных до настоящего времени особенностей окружающего нас мира на сегодняшний день остаются «terra incognita».

    «Комплекс NICA» нацелен на воссоздание и исследование в лаборатории ядерной материи в экстремальных условиях, возникавших в природе на ранних стадиях эволюции Вселенной и в недрах нейтронных звезд.

    В ходе занятий со школьниками будут проведены лекции и лабораторные занятия по программе «Комплекс NICA» с целью популяризацию естественно-научных дисциплин, повышение престижа ученого в глазах молодежи, стимулирование интереса к занятиям наукой.

  • Чудеса селекции бахчевых культур. От ягоды до тыквины!

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • сельскохозяйственные науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    2 часа

    Краткая аннотация

  • В условиях импортозамещения остро встаёт вопрос о качестве и происхождении отечественного продукта. Селекция в этом случае выходит на первый план. Многие любят летом уталить жажду сочным сладким арбузом или насладиться ароматной дыней, но редко кто задумывается (тем более школьники) как создаются сорта или гибриды, или как происходит переопыление и многое другое, чего не проходят в школах. Но самое интересное - это огромное количество селекционных разработок, различающихся по форме, окраске коры, окраски мякоти, сладости, которые они не увидят в повседневной жизни.

     

  • Поверхности скоростей зародышеобразования и перспективы их использования

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • химия и науки о материалах
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • исследовательская лаборатория
    • семинар
    • дискуссионный клуб
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    до 20 часов

    Краткая аннотация

  • В рамках серии обучающих мероприятий предполагается знакомство с авторской идеей полуэмпирических построений поверхностей скорости зародышеобразования над диаграммами равновесия фаз. Эта идея будет базовой для создания в недалеком будущем специализированной базы данных. Использование этой базы данных позволит получать широкий спектр новых материалов (включая наноразмерные) с уникальными характеристиками по фазовому составу, диапазону характерных размеров и даст (уже дает) новые идеи для развития теории зародышеобразования.

  • Космические исследования, современные достижения космической науки и техники для школьников

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • математические науки
  • физические науки
  • нанотехнологии и информационные технологии
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • семинар

    Продолжительность

    2-10 часов

    Краткая аннотация

  • В рамках образовательной программы  проводится активная работа с учащимися 7–11 классов общеобразовательных школ. В работу входит организация и проведение лекций с последующей возможностью в рамках выставки узнать о научных исследованиях у их непосредственных участников и увидеть примеры образцов космической техники, что может стать мощным фактором, пробуждающим у школьников интерес к космическим исследованиям как к будущей профессии, и к научному познанию в целом.