7 класс

Занимательная египтология для школьников Занимательная египтология для школьников

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • Форма проведения

    • мастер-класс

    Продолжительность

    2 часа

    Краткая аннотация

  • Программа направлена на знакомство учащихся с основными методами научных исследований, расширение их знаний об истории, в частности древнего Египта, археологии как науке и вспомогательной исторической дисциплине. В нем рассматриваются основные методы и понятия, используемые археологами и египтологами при изучении древнеегипетских памятников на территории современного Египта. Он делится на три этапа: ознакомительную лекцию, археологические раскопки модели погребения древнего египтянина и проверку полученных знаний. При подготовке лекции и практической части проекта были применены материалы, полученные Центром египтологических исследований РАН в ходе археологических исследований, многие из которых введены в научный оборот впервые, и использован опыт его сотрудников, полученный в результате участия в полевых исследованиях в Египте. В ходе практической части школьники будут использовать методику, применяемую учеными во время археологических раскопок, проводить фиксацию информации, полученной в результате исследований, и делать научные выводы.

  • Лесные экосистемы – живое украшение Земли Лесные экосистемы – живое украшение Земли

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    2-3 часа

    Краткая аннотация

  • Для развития лесного комплекса Российской Федерации, некогда бывшим одним из ведущих в экономике страны необходимо владеть основами и передовыми научными знаниями о природе леса, его функционировании, рациональном использовании и защите.

    К сожалению, на сегодняшний день профессии связанные с работой в лесу и его изучением не стоят в списке приоритетов выпускников школ, одной из причин этого является низкая информированность жителей, а в особенности детей, о важности этого природного объекта в жизни страны и функционировании биосферы в целом.

    Представленная лекция призвана пробудить интерес слушателей к научному познанию лесу и проблемам экологии.

  • Космическое Радио Космическое Радио

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • исследовательская лаборатория
    • семинар

    Продолжительность

    до 20 часов

    Краткая аннотация

  • Образовательная программа «Космическое Радио» основана на предыдущим опыте занятий со школьниками по направлению космическая физика, космическая связь и информатика в части явлений радиоволн в космосе естественного и искусственного происхождения.

    После вводной лекции школьники анализируют имеющиеся сведения в сети Интернет по космической связи, по наблюдениям электромагнитных волн, возникающих в верхней атмосфере, в том числе во время грозовой активности, магнитных бурь и полярных сияний.

    Учащиеся знакомятся с инструментами для наблюдений электромагнитного поля Земли по приборам на земле (магнитометры, ОНЧ-приемники, радиотелескопы) и по приборам на спутниках в магнитосфере Земли и за ее пределами.

    В рамках программы будут рассмотрены данные по учебным проектам по космическому радио у нас в стране и за рубежом, обсуждены сведения по образовательным проектам с использованием радиолюбительских спутников типа КубСат и радиолюбительской связи через Луну.

     

  • Наша удивительная планета Наша удивительная планета

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • науки о Земле
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    1 час

    Краткая аннотация

  • Основным недостатком тематических картографических изданий, выпущенных в форме традиционных бумажных карт, атласов и учебников, является их малая визуализация и ограниченные возможности в представлении динамических явлений. Для повышения эффективности восприятия картографического материала применяются современные технологий, такие как геоинформационная система (ГИС). Два таких устройства находятся в Геофизическом центре РАН и используется для реализации различных научных задач, а также в качестве эффективного инструмента образовательной деятельности в рамках проведения данного обучающего мероприятия.

     

  • Селекция и семеноводство на примере картофеля Селекция и семеноводство на примере картофеля

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • сельскохозяйственные науки
  • Класс

  • 7 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • семинар
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа «Селекция и семеноводство основных отечественных сельскохозяйственных культур на примере картофеля» направлен на приобщение школьников к решению важных научно-практических задач в области агробиотехнологий. В данной программе главной целью является знакомство школьников с проблемами селекции и семеноводства картофеля в сельском хозяйстве Российской Федерации и создание базы для формирования у школьников активной гражданской позиции - необходимости работы каждого для благосостояния Родины.  Данный проект является неотъемлемой частью Федеральной программы «Картофелеводство», целью которой является полное замещение импорта семенного картофеля к 2020г. Школьники вырастут вместе с выращенными ими новыми отечественными сортами картофеля и, возможно, выберут сельскохозяйственную науку в качестве своей будущей профессии, на практике постигнут основы научно-исследовательской работы, популяризируют науку и отечественные научные достижения среди населения России (друзья, родители, бабушки и дедушки). Научные сотрудники и преподаватели будут курировать весь процесс выращивания картофеля и получения посевного материала, проводить различные мастер-классы, лекции, семинары, дегустации и конференции с участием школьников и поощрением среди них лучших научно-исследовательских работ.

  • Истоки русской классики Истоки русской классики

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • семинар
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа направлена на погружение в мир русской классики с использованием метода ролевой игры. Ролевая игра – это интерактивный метод, позволяющий обучаться на собственном опыте в специально смоделированной ситуации. Участникам предстоит «примерить» на себя персонажей, литературных и исторических, описанных в произведении и теоретически возможных, оказаться на некоторое время на их месте, попробовать действовать и рассуждать, как они. Это не инсценировка; событие, объединяющее всех игроков, будет задаваться литературным произведением и его историческим фоном, но вовсе необязательно повторять какой-либо конкретный эпизод из художественного текста. Чтобы с полной достоверностью вжиться в образ, участникам придется самим поразмыслить над характером персонажа, его образом мыслей, логикой поступков, социальными рамками и так далее.

  • Учимся определять качество воды по физиологическим ритмам моллюсков Учимся определять  качество воды по  физиологическим ритмам моллюсков

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • мастер-класс
    • исследовательская лаборатория

    Продолжительность

    2 - 10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа направлена на популяризацию биологических методов  контроля качества воды рек и озер.

    Использование биосенсоров для контроля качества среды обитания является новым, быстро развивающимся направлением, имеющим широкое  практическое применение.

    В качестве биосенсоров могут используются  раки, различные виды рыб, но для лабораторных работ со школьниками удобнее всего двустворчатые моллюски. В основном сейчас для контроля пресноводных экосистем используются перловицы и беззубки, а для морских - мидии и устрицы. Но кроме этих видов существуют еще тысячи других видов, чувствительность которых еще не изучалась. Это широкое поле для проведения научных исследований, поиска  наиболее чувствительных биосенсоров,  в которых могут и должны принять участие школьники. 

    Основными  направлениями  исследований школьников могут быть  изучение динамики сердечной деятельности,  ритма открытия-закрытия раковины различных видов моллюсков в норме, при обитании в чистой среде в течение длительного времени. В результате таких исследований для каждого  моллюска можно составить "поведенческий паспорт" для передачи  моллюсков для работы в промышленных установках.

    В качестве "тестового"  вещества, на котором можно продемонстрировать реакцию моллюска на изменение химического состава воды,  можно использовать слабый раствор поваренной соли, который не принесет вреда ни животным, ни ученикам.

  • Люминофоры на основе борной кислоты Люминофоры на основе борной кислоты

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • химия и науки о материалах
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская лаборатория

    Продолжительность

    8 часов

    Краткая аннотация

  • Программа представляет исследовательскую лабораторию по исследованию люминофоров на основе борной кислоты, синтезированных для этих целей самостоятельно. В качестве активатора применяются лимонная и салициловая кислоты, гидрохинон, а также синтезированные самостоятельно ацетаты кобальта, никеля и органический краситель флюоресцеин. Для изучения оптических свойств люминофоров изготавливается люксметр. На основе кривых затухания в процессе проведения эксперимента будут получены некоторые световые характеристики люминофоров, такие как период полузатухания T1/2,  постоянная свечения λ. Кроме того, будет обнаружен факт снижения энергии излучаемых фотонов и увеличения длительности свечения при охлаждении образца борно-флюоресцеинового люминофора до температуры жидкого азота. Результаты и причина этого явления будет обсуждаться со школьниками в заключительной части занятий.

  • Школа финансовой грамотности Школа финансовой грамотности

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • экономика
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • дискуссионный клуб
    • симуляционная игра
    • квест-марафон

    Продолжительность

    5 часов

    Краткая аннотация

  • Современные школьники начинают самостоятельную жизнь в более сложных и разнообразных финансовых условиях, чем поколения их родителей, соответственно то, насколько они подготовлены к принятию взвешенных и грамотных финансовых решений, особенно значимо.

    Программа ориентирована на развитие интеллектуального потенциала обучающихся при помощи повышения финансовой грамотности подрастающего поколения через формирование базовых знаний, умений и навыков мира финансов. Мероприятия программы направлены на воспитание школьников как будущих полноправных участников общественной жизни, способных рационально планировать семейный бюджет, обеспечить себя и свою семью, быть менее уязвимыми во время кризисов и защищенными от обмана со стороны мошенников, инвестировать в свое будущее и будущее своих детей, развивать и реализовать свой творческий потенциал и проявлять себя достойным гражданином общества.

    Оригинальность программы состоит в интенсивном погружении школьников в изучаемую тему за счет использования дискуссионной и игровой форм работы, в доступности и ясности изложения достаточно сложного для среднего звена обучающихся материала, а также в повышении интереса школьников к участию в активной поисково-исследовательской деятельности.

    В рамках программы используется технология проблемного обучения, а также комплексно применяются следующие методы обучения: поисковый метод, проектный метод, метод моделирования, иллюстративно-объяснительный метод, информационный метод, игровой метод, коммуникационно-дискуссионный метод, метод коллективной творческой деятельности.

  • Знаю. Люблю. Знаю. Люблю.

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • деловая игра
    • семинар
    • дискуссионный клуб
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа включает серию мероприятий о достижениях отечественной науки в разных областях. Программа может проводиться в школах и др. детских учреждениях, на семейных фестивалях, конференциях, открытых площадках и др. Все мероприятия программы разработаны на принципах метапредметности. На каждом занятии используются научные методы и технологии нескольких дисциплин и областей знаний (география+история, геология+технология и тд.).

  • Что такое горение и что такое СВС

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • химия и науки о материалах
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    2-4 часа

    Краткая аннотация

  • В популярной форме дан ответ, что такое горение. Уточняются школьные представления о горении. Рассказывается о новом крупном разделе современной науки и технологии - самораспространяющемся высокотемпературном синтезе (СВС), которая основана на использовании процессов горения, в ходе которых образуется ценные в практическом отношении вещества, материалы и изделия. С позиций СВС дано современное определение горения. Обсуждаются закономерности, найденные при использовании горения. Проводятся познавательные эксперименты по горению.

  • Астрономия в зеркале школьных предметов

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • нанотехнологии и информационные технологии
  • науки о Земле
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар
    • дискуссионный клуб

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа представляет собой серию из пяти лекций-семинаров с элементами дискуссии, каждая из которых посвящена определенному аспекту развития и достижений астрономии, связанному с понятиями и темами, изучаемыми школьниками в рамках одного предмета (математики, химии (8-9 класс) или истории (7 класс), биологии, физики, информатики). Реализация проекта предполагает возможность сотрудничества с учителями соответствующих предметов. По четырем темам школьникам предлагается предварительно провести собственные мини-исследования по материалам обучающей, научно-популярной литературы, сети Интернет, которые затем представляются и обсуждаются в ходе лекции-семинара. По теме "Астрономия и информатика" предполагается проведение практикума в компьютерном классе для ознакомления с возможностями популярных астрономических ресурсов, инструментами Виртуальной обсерватории, а также проектами, предполагающими участие непрофессионального сообщества в обработке астрономических данных для профессиональных исследований (ZooUniverse, Einstein@Home, SETI@Home). Рекомендуется проводить не более одного мероприятия в неделю.

  • Путем Петра Первого

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар
    • дискуссионный клуб
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Музейная группа Архива Российской академии наук представляет образовательную программу «Путем Петра Первого», которая ставит своей главной целью научить учащихся 7-8 классов изучать окружающий мир, используя научный инструментарий, современные информационные технологии и акварели XVII века, хранящиеся в Архиве РАН.  Программа, опираясь на научный потенциал ценных архивных документов, хранящихся в АРАН (акварели Марии Сибиллы Мериан), которые были привезены в Россию Петром I в качестве методических пособий для Санкт-Петербургской Академии наук.

    Программа позволит выйти за рамки академической среды и установить прямой диалог с молодым поколением, что является особенно актуальным сегодня, когда авторитет профессии ученого среди подрастающего поколения невысок.

    Предлагает новую интерактивную форму музейной коммуникации с научно-музейным наследием, основанную на таком способе постижения реальности как «со-переживание и «пере-открытие», что ведет к обретению детьми нового интеллектуального и духовного опыта. 

  • Юный селекционер XXI века

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • сельскохозяйственные науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Пшеница – первая культура, востребованная человечеством и играющая первостепенную роль в питании. Селекция – наука, призванная создавать новые растения для нужд человека с лучшими хозяйственно-ценными признаками. Основная цель программы познакомить школьников с различными науками в области изучения растений (агрономия, фитопатология и т.д.), рассказать об особенностях злаковых растений.

  • Прорыв. Наука ХХ века

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • Форма проведения

    • семинар
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа направлена на развитие у школьников 7-8 классов глубокого, сознательного интереса к истории науки в целом, конкретным ее достижениям, а также к исследованию конкретных судеб отечественных ученых. В основе программы лекции, включающие как тематические хроникально-документальные киносюжеты, так и интерактивный элемент – знакомство с конкретными подлинными документами ученых из фондов Архива РАН. Лекции будут охватывать весь период развития науки с конца 19 по конец 20 века, с акцентом на судьбы и достижения выдающихся отечественных ученых, две ключевые темы в развитии науки страны – Космическая программа и Атомный проект, а также историю науки в самый драматический период в истории отечества – во время Великой Отечественной войны.