9 класс

ДНК «Биознайка» ДНК «Биознайка»

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • медицинские науки
  • Класс

  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская лаборатория
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    4 часа

    Краткая аннотация

  • В настоящее время практические занятия по биологии в старших классах программой не предусмотрены, хотя являются основой глубоких знаний и профориентации школьников. Программа предусматривает использование оборудования и реагентов, позволяющих школьникам выполнять лабораторные работы методами молекулярной биологии и генной инженерии, согласующиеся со стандартной программой обучения. Детский Научный Комплекс «Биознайка» воспроизводит работу в научно-исследовательской лаборатории, а не имитируют ее.

  • Биодеградируемые полимерные материалы: их применение, свойства и деструкция Биодеградируемые полимерные материалы: их применение, свойства и деструкция

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • химия и науки о материалах
  • Класс

  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • исследовательская лаборатория
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    до 20 часов

    Краткая аннотация

  • Направление программы обучающих мероприятий учитывает экологический аспект: изучение влияния факторов окружающей среды таких, как вода и ультрафиолет, на свойства биодеградируемых полимеров с помощью наглядных и доступных для понимания школьников экспериментов. Проводится сравнение с синтетическими полимерами.  А также изучается применение полимерного волокна в качестве материала для проращивания семян пшеницы, что значительно расширяет межпредметную связь и повышает интерес к химии, физики и биологии.

     

  • Космическое Радио Космическое Радио

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • исследовательская лаборатория
    • семинар

    Продолжительность

    до 20 часов

    Краткая аннотация

  • Образовательная программа «Космическое Радио» основана на предыдущим опыте занятий со школьниками по направлению космическая физика, космическая связь и информатика в части явлений радиоволн в космосе естественного и искусственного происхождения.

    После вводной лекции школьники анализируют имеющиеся сведения в сети Интернет по космической связи, по наблюдениям электромагнитных волн, возникающих в верхней атмосфере, в том числе во время грозовой активности, магнитных бурь и полярных сияний.

    Учащиеся знакомятся с инструментами для наблюдений электромагнитного поля Земли по приборам на земле (магнитометры, ОНЧ-приемники, радиотелескопы) и по приборам на спутниках в магнитосфере Земли и за ее пределами.

    В рамках программы будут рассмотрены данные по учебным проектам по космическому радио у нас в стране и за рубежом, обсуждены сведения по образовательным проектам с использованием радиолюбительских спутников типа КубСат и радиолюбительской связи через Луну.

     

  • Наша удивительная планета Наша удивительная планета

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • науки о Земле
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция

    Продолжительность

    1 час

    Краткая аннотация

  • Основным недостатком тематических картографических изданий, выпущенных в форме традиционных бумажных карт, атласов и учебников, является их малая визуализация и ограниченные возможности в представлении динамических явлений. Для повышения эффективности восприятия картографического материала применяются современные технологий, такие как геоинформационная система (ГИС). Два таких устройства находятся в Геофизическом центре РАН и используется для реализации различных научных задач, а также в качестве эффективного инструмента образовательной деятельности в рамках проведения данного обучающего мероприятия.

     

  • Истоки русской классики Истоки русской классики

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • историко-филологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • семинар
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа направлена на погружение в мир русской классики с использованием метода ролевой игры. Ролевая игра – это интерактивный метод, позволяющий обучаться на собственном опыте в специально смоделированной ситуации. Участникам предстоит «примерить» на себя персонажей, литературных и исторических, описанных в произведении и теоретически возможных, оказаться на некоторое время на их месте, попробовать действовать и рассуждать, как они. Это не инсценировка; событие, объединяющее всех игроков, будет задаваться литературным произведением и его историческим фоном, но вовсе необязательно повторять какой-либо конкретный эпизод из художественного текста. Чтобы с полной достоверностью вжиться в образ, участникам придется самим поразмыслить над характером персонажа, его образом мыслей, логикой поступков, социальными рамками и так далее.

  • Учимся определять качество воды по физиологическим ритмам моллюсков Учимся определять  качество воды по  физиологическим ритмам моллюсков

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • мастер-класс
    • исследовательская лаборатория

    Продолжительность

    2 - 10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа направлена на популяризацию биологических методов  контроля качества воды рек и озер.

    Использование биосенсоров для контроля качества среды обитания является новым, быстро развивающимся направлением, имеющим широкое  практическое применение.

    В качестве биосенсоров могут используются  раки, различные виды рыб, но для лабораторных работ со школьниками удобнее всего двустворчатые моллюски. В основном сейчас для контроля пресноводных экосистем используются перловицы и беззубки, а для морских - мидии и устрицы. Но кроме этих видов существуют еще тысячи других видов, чувствительность которых еще не изучалась. Это широкое поле для проведения научных исследований, поиска  наиболее чувствительных биосенсоров,  в которых могут и должны принять участие школьники. 

    Основными  направлениями  исследований школьников могут быть  изучение динамики сердечной деятельности,  ритма открытия-закрытия раковины различных видов моллюсков в норме, при обитании в чистой среде в течение длительного времени. В результате таких исследований для каждого  моллюска можно составить "поведенческий паспорт" для передачи  моллюсков для работы в промышленных установках.

    В качестве "тестового"  вещества, на котором можно продемонстрировать реакцию моллюска на изменение химического состава воды,  можно использовать слабый раствор поваренной соли, который не принесет вреда ни животным, ни ученикам.

  • Люминофоры на основе борной кислоты Люминофоры на основе борной кислоты

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • химия и науки о материалах
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • исследовательская лаборатория

    Продолжительность

    8 часов

    Краткая аннотация

  • Программа представляет исследовательскую лабораторию по исследованию люминофоров на основе борной кислоты, синтезированных для этих целей самостоятельно. В качестве активатора применяются лимонная и салициловая кислоты, гидрохинон, а также синтезированные самостоятельно ацетаты кобальта, никеля и органический краситель флюоресцеин. Для изучения оптических свойств люминофоров изготавливается люксметр. На основе кривых затухания в процессе проведения эксперимента будут получены некоторые световые характеристики люминофоров, такие как период полузатухания T1/2,  постоянная свечения λ. Кроме того, будет обнаружен факт снижения энергии излучаемых фотонов и увеличения длительности свечения при охлаждении образца борно-флюоресцеинового люминофора до температуры жидкого азота. Результаты и причина этого явления будет обсуждаться со школьниками в заключительной части занятий.

  • Что такое горение и что такое СВС

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • химия и науки о материалах
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    2-4 часа

    Краткая аннотация

  • В популярной форме дан ответ, что такое горение. Уточняются школьные представления о горении. Рассказывается о новом крупном разделе современной науки и технологии - самораспространяющемся высокотемпературном синтезе (СВС), которая основана на использовании процессов горения, в ходе которых образуется ценные в практическом отношении вещества, материалы и изделия. С позиций СВС дано современное определение горения. Обсуждаются закономерности, найденные при использовании горения. Проводятся познавательные эксперименты по горению.

  • Международный чемпионат «Сферы» по программированию роботизированных устройств

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • нанотехнологии и информационные технологии
  • энергетика, машиностроение, механика и процессы управления
  • Класс

  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • мастер-класс
    • исследовательская лаборатория
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    до 20 часов

    Краткая аннотация

  • Zero Robotics (Сферы) — это соревнование по программированию роботов, где роботы представляют собой сферы (SPHERES — Synchronized Position Hold Engage and Reorient Experimental Satellites — экспериментальные роботизированные устройства, способные к ориентации и занятию ранее определенных синхронизованных координатных позиций, работающие внутри Международной космической станции (МКС). Соревнования проходят онлайн. Задача команд — создать программу для Сфер в рамках ежегодного задания (каждый год создается новое задание). После нескольких фаз виртуальных туров в специальной среде, созданной специально для Сфер (следует отметить, что среда полностью воспроизводит реальную среду для Сфер), финалисты заканчивают соревнования реальными состязаниями, которые проводятся на борту МКС. Космонавты и астронавты проводят соревнования в условиях микрогравитации. Состязания сопровождаются видеотрансляцией.

  • Астрономия в зеркале школьных предметов

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • нанотехнологии и информационные технологии
  • науки о Земле
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар
    • дискуссионный клуб

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Программа представляет собой серию из пяти лекций-семинаров с элементами дискуссии, каждая из которых посвящена определенному аспекту развития и достижений астрономии, связанному с понятиями и темами, изучаемыми школьниками в рамках одного предмета (математики, химии (8-9 класс) или истории (7 класс), биологии, физики, информатики). Реализация проекта предполагает возможность сотрудничества с учителями соответствующих предметов. По четырем темам школьникам предлагается предварительно провести собственные мини-исследования по материалам обучающей, научно-популярной литературы, сети Интернет, которые затем представляются и обсуждаются в ходе лекции-семинара. По теме "Астрономия и информатика" предполагается проведение практикума в компьютерном классе для ознакомления с возможностями популярных астрономических ресурсов, инструментами Виртуальной обсерватории, а также проектами, предполагающими участие непрофессионального сообщества в обработке астрономических данных для профессиональных исследований (ZooUniverse, Einstein@Home, SETI@Home). Рекомендуется проводить не более одного мероприятия в неделю.

  • Электрические рыбы и базовые идеи

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • физические науки
  • Класс

  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар
    • дискуссионный клуб

    Продолжительность

    до 12 часов

    Краткая аннотация

  • Одной из негативных особенностей естественнонаучного образования в России является то, что ни школы, ни ВУЗы не приучают к чтению научной классики, знанию истории науки, прослеживанию эволюции базовых идей, их взаимному влиянию и динамике.

    Большинство школьников читали Пушкина, Толстого, Маяковского, Достоевского и множество других авторов, причем интерес к чтению литературы сохраняется и после школы. Между тем даже среди профессиональных специалистов чтение исходных книг классиков науки скорее исключение, чем правило. Опыт общения с физиками показывает, что на вопросы читали ли они Ньютона, Фарадея, Максвелла, самый распространенный ответ «А зачем?».

    Предлагается цикл лекций и семинар-дискуссия, чтобы попытаться ответить на этот вопрос:  «А зачем?»

  • Юный селекционер XXI века

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • сельскохозяйственные науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • семинар

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Пшеница – первая культура, востребованная человечеством и играющая первостепенную роль в питании. Селекция – наука, призванная создавать новые растения для нужд человека с лучшими хозяйственно-ценными признаками. Основная цель программы познакомить школьников с различными науками в области изучения растений (агрономия, фитопатология и т.д.), рассказать об особенностях злаковых растений.

  • Что вы знаете о рыбах?

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • биологические науки
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • исследовательская лаборатория
    • квест-марафон
    • лабораторная работа

    Продолжительность

    7 - 14 часов

    Краткая аннотация

  • Структура программы (лекции, исследовательской лаборатории, реального хозяйства) охватывает всю цепь научно-практической деятельности – от постановки фундаментальных задач до практического применения результатов научной работы. Предполагается проведение лекций по ихтиологии, рыбным биологическим моделям, знакомство с работой на хозяйстве по разведению рыбы и научным оборудованием последних поколений в области химического анализа и биотестирования.

  • Обучение управлением группой мобильных роботов УМКИ

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • нанотехнологии и информационные технологии
  • энергетика, машиностроение, механика и процессы управления
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • мастер-класс
    • семинар

    Продолжительность

    10 часов

    Краткая аннотация

  • Цифровая Лаборатория робототехники УМКИ – это программа и учебно-методический комплект, позволяющий реализовать разнообразие организационных форм и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

  • Деловая игра «Поток»

    НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • общественные науки
  • экономика
  • Класс

  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • Форма проведения

    • лекция
    • деловая игра
    • симуляционная игра

    Продолжительность

    4 часа

    Краткая аннотация

  • Школьникам дается понятие экономической эффективности – состояния, которое может быть достигнуто участниками предстоящей игры при выборе всеми ими оптимальной стратегии.

    По окончании игры преподаватель объясняет, какая стратегия является оптимальной для всех игроков (речь идет о решении математической задачи), и почему она приводит к состоянию экономической эффективности.

    Проводится разбор игры, когда оцениваются как близость выбранной игроками стратегии к оптимальной, так и умение вести переговоры и находить компромиссы.